face-1

Конный тур Мандава-Сафари. Индия, Раджастхан (или Раджастан). Часть 2.

05.01.15. Понедельник. На утро запланирована фотосессия (фотограф - Катя Друзь), а затем выезд в Джайпур. После завтрака грузимся в джипы, едем на конюшню. Для съёмок нам выдали несколько лошадей, мы фотографировались на них по очереди, пересаживаясь. Мне досталась лошадь, на которой в походе ехал Анируд. Она оказалась очень легко управляемой, наконец-то мне удалось хотя бы разок проехаться обычной строевой рысью. И галопчик очень приятный. Много раз гоняла нас Катя вместе и по отдельности по пересечённой местности, при этом все всадники старались быть красивыми, статными и элегантными. Периодически кони норовили по инерции ускакать куда-нибудь подальше, но в целом всё обошлось без происшествий. А мы были очень рады лишнему халявному дню верховой езды.

После съёмок нас напоили чаем, мы попрощались с работниками конюшни, которые так много хорошего сделали для нас за эти дни, и отправились в отель обедать. Затем погрузились в микроавтобус и двинулись в Джайпур (150 км). Дорога заняла 3,5 часа, в город въехали уже в темноте. Дорожное движение шокирует, но в нём просматривается некая система, в основе которой - готовность всех водителей к внезапным помехам. Немного напрягают грузовики, идущие по встречке на платной высокоскоростной дороге, но и к ним постепенно привыкаешь. Когда мы ехали по шумному, дымному, суетливому городу, всеми овладело одно желание - вернуться обратно в тихую деревню с милыми лошадками, но увы - это уже в невозвратном прошлом.

Быстренько забросив вещи в отель, мы отправились смотреть главный городской музей - дворец махараджи. Наш путь пролегал мимо многочисленных лавочек с самыми разными товарами, в том числе – с конской амуницией. Очень хотелось затормозить и предаться шопингу среди цветастых недоуздков, но надо было торопиться (кстати, шопинга в нашем туре практически не было – так, пара лавочек по дороге на технических остановках).

Музей был уже закрыт, но для нас, как особо ценных гостей, его специально открыли (за двойную цену билетов), показали основные достопримечательности и красочный фильм во всю стену - про историю местных властителей. Из фильма следовало, что Раджастхану крупно повезло с махараджами. Наверное, это действительно так, ведь везде, где мы побывали за эти дни, мы видели много всяких достижений местной цивилизации. И мне показалось, что основное сельское население здесь довольно зажиточное, во всяком случае по сравнению с теми деревнями, что мы видели в соседнем штате Уттар-Прадеш. Да и дороги в Раджастхане гораздо лучше, чем в других штатах.

Пройдясь по ночному Джайпуру, мы поехали в отель и прямо рядом с ним увидели огромную красочную процессию - свадьбу. Это было нечто грандиозное! Колонна людей, животных и повозок длиной в несколько сотен метров. По бокам люди в специальной форме несут множество огромных сияющих электрических люстр. Впереди процессии идёт слон, затем несколько верблюдов, затем верблюжья упряжка с пушкой, из пушки регулярно с грохотом вылетает фейерверк. Дальше целая кавалькада из стройных белых лошадей (раскрашенных розовой краской), затем древний джип с прицепом-электростанцией, от которой к люстрам протянуты провода, дальше толпа мужчин ведёт белого коня, на котором сидит жених в богатых одеждах, весь облепленный бумажными деньгами, затем ещё кони и огромная серебряная карета, битком набитая мелкими детьми.

Мы побежали смотреть на всю эту красоту и чуть было не оказались вовлечены в праздник. Но надо было возвращаться в отель - уже поздно, а завтра рано вставать.

06.01.15. Вторник. Утром выезд в 7 часов с вещами. Едем смотреть форт Амбер (или Амер). Экскурсия начинается с того, что всех сажают на слонов и везут высоко вверх на гору. Там слезаем со слонов (я успела собрать пробы, пока не прибежали местные дворники) и идём смотреть музей. За поездку на слонах пришлось заплатить по 500 рупий. А вообще, кроме вчерашнего дворца и сегодняшних слонов мы нигде не платили за музеи и экскурсии - всё было включено в стоимость тура. Мы только иногда собирали чаевые на гидов, но это по желанию. Часто приходилось платить за разрешение снимать на видеокамеру, а вот за фотоаппараты нигде платить не требовалось.

Экскурсию по форту ведёт молодой экскурсовод, но его рассказ часто дополняет Ангад, потому что сам много знает и любит поговорить об истории родного края и своих предков. Слушаем, фотографируем, всё очень красиво и интересно. Очень впечатлила длинная каменная стена, тянущаяся по хребтам окрестных гор — в точности как Великая Китайская стена и наверняка с теми же функциями.

В местном кафе перекусываем на дорожку, нас пытаются нещадно обсчитать, но Ангад зорко следит за порядком и едва успевает поесть сам. Обратно с горы едем на смешных машинках типа джипов. Внизу пересаживаемся в наш микроавтобус и едем в Агру (около 5 часов). На полях снова увидели большое стадо пасущихся антилоп-нильгау. Регулярно видим обезьян. По пути заехали в магазин сувениров - я не удержалась и накупила всяких приятных вещичек.

В Агру приехали около 4 часов вечера и сразу помчались смотреть Красный Форт, пока его не закрыли. Музей очень впечатлил, исторические события тоже. Вдали в вечернем солнце прекрасно смотрелся Тадж-Махал - мы все его сфотографировали (как оказалось, это было большой удачей). Уже в темноте добрались до отеля и сразу пошли ужинать - ведь мы толком не ели с утра, а только сжевали в пути одну на всех шоколадку, несколько козинаков и чипсы.

Отель круче предыдущих, хотя менее душевный (N 27.162915, E 78.036963). Здесь в сувенирной лавке я наконец-то купила подарки родным и близким — футболки со слонами и Тадж-Махалом, выторговав солидную скидку. В номере тепло и немного душно. Много самых разных осветительных приборов, но они соединены с выключателями в каком-то безумном сочетании. С душем та же проблема (в нём две лейки — из одной течёт холодная вода, из другой горячая, мыться сложно), однако это всё мелочи, и впервые можно спать ночью без шерстяных носков.

07.01.15. Среда. Утром мы вспомнили про Рождество, но отмечать его было некогда - в 7 утра (без завтрака!) мы уже ехали смотреть Тадж-Махал. Правда, слово «смотреть» здесь неуместно, так как нас окружал такой плотный туман, что в паре метров ничего не видно. Забегая вперед, скажу, что до самого вечера туман так и не ослабел нисколько. Поэтому, когда мы оказались перед Тадж-Махалом, там, где все снимаются на его фоне, мы не увидели абсолютно ничего. Но тут прибежал местный фотограф и предложил групповое фото, заверив, что у него такой чудесный фильтр, что любой туман пробивает. Мы для прикола решили сфотографироваться, а потом пошли смотреть сам музей. Когда подошли к нему вплотную, то смогли увидеть стену и даже часть купола, так что общее впечатление получили. Ну а внутри всё видно, хотя освещение слабовато. Очень понравились цветные мраморные инкрустации на стенах - всякие разные цветы, очень изящно и точно выполненные. Если к ним прижать фонарик, то они прямо светятся изнутри.

В плохой погоде при всех её минусах был ещё и большой плюс - практически полное отсутствие других посетителей. Мы свободно и не спеша всё осмотрели, а в обычное время, говорят, здесь такая давка, что к ограде усыпальницы не протиснуться.

Кстати, перед входом в музей нас заставили пройти личное ощупывание и рентген сумочек, и пришлось оставить в камере хранения держалку-штатив (монопод) для камеры. Но и здесь благодаря туману нам не пришлось томиться в очередях. Прямо над камерой хранения на стене разбойничают обезьяны — быстро спускаются вниз, хватают чей-нибудь полиэтиленовый пакет и убегают наверх его потрошить.

На обратном пути явился фотограф-волшебник. Групповое фото с нашими косо обрезанными мутно-туманными фигурами на фоне залитого солнцем Тадж-Махала вызвало такой дикий хохот, что в результате мы все купили себе по фотке.

Едем в отель завтракать, складываем вещи и уезжаем дальше. Снова мы весь день без обеда, дорога очень длинная и утомительная. В одной придорожной забегаловке мы все выпили чай-масала, который подавали в глиняных стаканчиках типа цветочных горшков, только маленьких. Говорят, они одноразовые. Верится слабо, но вроде бы мы ничем не заразились. Под вечер остановились посмотреть одну достопримечательность - уникальный древний колодец Чанд-Баори примерно 20-метровой глубины. Кое-где пишут, что глубина 30 м, вот только непонятно – это глубина самой воды или суммированы подводная и надводная глубина всего колодца. Колодец выглядит, как перевёрнутая пирамида с бесчисленным множеством лестниц. Раньше в нём совершали омовения, но, говорят, в наше время здесь обнаружили страшно опасную бактерию, и теперь людей к воде не подпускают. Мы там воды вообще не увидели - только ярко-зелёную плёнку водорослей, но само сооружение потрясает своей грандиозностью и архитектурным изяществом, а ведь ему больше тысячи лет.

Уже в темноте мы приехали в придорожный отель «Тигриный лагерь Сариска» (N 27.160600, E 76.542045) и расселились по холодным комнатам. Обогреватели есть, хорошие, мощные, но то и дело вырубается свет. На ужин мы накинулись, как будто три дня голодали, а потом все пошли в комнату Ангада и отметили в тёплом кругу последний вечер нашего сафари.

08.01.15. Четверг. В 6.30 (снова без завтрака, это уже стало нормой) выдвигаемся на экскурсию в национальный парк и тигровый заповедник Сариска. Хотя везде на полях густой туман, но здесь среди деревьев и гор тумана нет совсем. Нас сажают в высокий автобус-джип без крыши. Ночью был мороз, сиденья покрыты инеем. Мы предусмотрительно надели на себя всё тёплое, что смогли найти (я захватила ещё и свой плед), но всё равно вначале было очень холодно. По мере вставания солнца заметно потеплело.

Около двух с половиной часов мы ездили по живописной территории парка (редкий лесок, высоченная скала, обмелевшее озеро) и близко-близко любовались животными. Больше всего мы видели оленей-аксисов (некоторые с громким стуком бодались друг с другом), диких свиней (кабанов), антилоп-нильгау, обезьян-лангуров, павлинов, куропаток, зелёных голубей. На одном дереве висели вниз головой и отдыхали несколько индийских летучих лисиц. Почему-то местный гид сказал, что они питаются крысами, хотя общеизвестно, что эти рукокрылые едят исключительно цветы и фрукты (и за это, кстати, некоторые фермеры усиленно травят их как вредителей садов). Или гид перепутал английские слова «крысы» и «фрукты», или крыланы-вегетарианцы в отдельно взятом заповеднике перешли на хищничество с голодухи (что вряд ли), или гид некомпетентен (что наиболее вероятно). Ещё мы видели целую семью позёвывающих и потягивающихся шакалов, маленькую сову, пару аистов-клювачей, всяких других птиц и несколько крокодилов на озере. Нашли свежие следы тигров. В общем, было очень интересно.

Вернувшись в отель, плотно завтракаем и упаковываем вещи. Некоторые энтузиасты отправляются с Ангадом на экскурсию в соседнюю деревню - там народ играл в крикет (невероятно популярная игра в Индии). Мне надо было основательно разобраться с вещами - упаковать понадёжнее бесценные навозные пробы, так что в деревню я не пошла. При выезде из отеля нам выдали коробки с едой на дорогу - бутерброды, варёное яйцо и мандарин. Наконец-то сможем перекусить в дороге чем-то более существенным, чем козинаки и печеньки. Теперь наш путь лежит до Дели, это около 3,5 часов.

Проезжаем через деревни, в которых очень много обезьян-макак. Они сидят на обочине и ждут какой-нибудь еды.

Чем ближе к Дели, тем хуже дороги и тем больше тумана. Хорошо бы наш самолёт не задержался из-за непогоды.

В Дели по пути в аэропорт всей шумной, пыльной, живописной толпой заваливаемся в гости к Кате с Патриком. Они нас очень вкусно и плотно кормят. Мне особенно понравилось личное творение Патрика — куриное филе-барбекю, приготовленное прямо на балконе. Играем в невероятно весёлую игру «угадай профессию», попутно скидываем на компьютер все наши видео и фотки. Катя сделала подборку фотографий и видео нашего конного похода - смотрим, переживаем всё заново, ужасно хочется назад - к замечательным лошадкам и скакательным дорожкам. Но время неумолимо бежит, мы прощаемся и едем дальше в аэропорт. Здесь мы расстаёмся с нашими замечательными гидами Катей Друзь и Ангадом. Всем ужасно грустно, ведь мы очень сдружились, но надеемся когда-нибудь снова встретиться. По крайней мере, в социальных сетях.

В аэропорт впускают строго по паспортам и билетам (надо обязательно иметь распечатку), на ручную кладь при регистрации надо обязательно прикрепить бирку, позже на неё ставят штамп досмотра, и его строго проверяют перед посадкой в самолёт. До 7-го терминала пришлось очень далеко идти, зато там в зале ожидания удивили некоторые кресла - они в виде шезлонгов-лежанок, на них можно развалиться и спать.

В самолёте было ужасно холодно, наверное, чтобы получше закрепилось наше впечатление о ледяной Индии. Но кормёжка вполне приличная. В Москву прилетели рано утром, кругом снег и неслабый мороз. Вот мы и дома. Через несколько часов я уже скачу верхом на коне по заснеженному лесу в Подмосковье, и вчерашние антилопы, обезьяны и крокодилы кажутся нереальным сном. Закрываю глаза, и мне кажется, что я снова скачу на марвари по краешку пустыни Тар, открываю глаза - кругом сугробы. Но я обязательно вернусь в Раджастан!

face-1

Конный тур Мандава-Сафари. Индия, Раджастхан (или Раджастан). Часть 1.

Тур, о котором хочу рассказать, подходит для фанатичных конников-походников, привыкших передвигаться на чём угодно, в любую погоду жить в палатках, воду добывать из ближайшей речки, предварительно разбив лёд, и готовить еду на костре. Для них этот тур будет невероятно увлекательным. Лично я им очень довольна.

Однако тем туристам, которые ждут от всех гостиниц и транспортных средств хотя бы минимального комфорта, он может не понравиться. Здесь в некоторых местах крайне аскетичен быт и очень своеобразные понятия об удобствах. Второе важное условие - необходимо выбирать тур по уровню сложности верховой езды. В нашем случае практически все участники были опытными конниками, способными часами скакать на лошади галопом без передышки. Впрочем, и это не является обязательным условием. Вместе с нами ехала верхом Катя из Дели, а её родители и муж Патрик сопровождали нас то на джипах, то на квадроциклах, то на мотоцикле и вроде бы тоже получили удовольствие, потому что погружение в страну просто нереальное. Так что если всё-таки решитесь и проделаете весь этот путь, вы никогда уже не станете прежними. Некоторые из нас приехали повторно, и все мы уже строим планы вернуться.

Попасть в Раджастхан на Мандава-Сафари я мечтала с весны, начитавшись блогов тех путешественников, которым уже посчастливилось здесь побывать. И вот мечта сбылась. Но давайте по порядку.

Наша группа начала собираться с лета - в основном общаясь в социальных сетях (www.facebook.com/groups/105800769537433/; vk.com/konniy_turizm). Хотя билеты покупали сами, но почти все оказались на одном самолете Аэрофлота. Правда, до прилёта в Дели мы ещё не знали друг друга в лицо.

30.12.14. Вторник. Рейс в Шереметьево задержали почти на час - в предпраздничный день аэропорт оказался перегружен. Самолёт очень тесный, но зато с персональными играми и фильмами. Очень-очень долго нас не кормили, потом очень-очень долго не давали чая. Наверное, готовили к предстоящей непростой жизни. Но сама еда была вполне приличная. Потом нам раздали иммиграционные карточки, там надо было указать место пребывания, хорошо, что я ещё дома записала на распечатке билета название и адрес отеля - вот и пригодились. Приземлились сразу после полуночи.

31.12.14. Среда. В Дели как-то быстро прошли паспортный контроль, но потом очень-очень долго получали чемоданы. И вот выхожу из терминала. Внешняя среда ошеломила - холод, туман, море лиц в тумане, снующие там и сям собаки, воздух, наполненный запахом дыма и еще чего-то непонятного. И внезапно я поняла, что по совершено непонятной причине влюбляюсь в эту страну. А ведь еще год назад мне казалось, что уж куда-куда, а в Индию не поеду ни за что!

Сразу на выходе меня перехватили встречающие и отвели к группе. Почти все уже собрались, только одного человека ещё пришлось немного подождать. Гораздо дольше мы ждали наш микроавтобус и уже начали основательно замерзать.

Наконец, сели, едем.

В туманной дымке проплывают бедные домишки (очень похожие на домишки в Боливии) и посверкивающие громады отелей. Непривычное встречное движение с правой стороны. Колоритные грузовики, обвешанные гроздями тёмных лент до земли - от сглаза. Все бибикают и ездят вызывающе. Но, правда, все-таки поприличнее, чем в Китае.

Первая остановка - МакДональдс на выезде из города. Возможно, это наш последний шанс поесть привычной еды и расплатиться привычной кредиткой. Едем дальше.

От Дели до Мандавы около 300 км, говорят, что этот путь можно преодолеть за 4-5 часов, но только не сегодня. Туман и пробки. В нашем микроавтобусе нет никаких вентиляторов и уж тем более обогревателей, стекла мгновенно запотевают, поэтому окно водителя постоянно приоткрыто, и в салон врывается влажный ледяной ветер. Кутаемся во всё, что нашлось под рукой. Наматываю на лицо шарф и пытаюсь спать. На рассвете очнувшись от дрёмы, смотрю в окно - ничего не видно, густой туман. Что там видит водитель - совершенно непонятно. Стараюсь об этом не думать и поскорее снова уснуть. Наконец, через долгих 8 часов, совершенно промороженные, мы приехали в Мандаву и сразу же были покормлены обильным завтраком (вполне пригодным для европейцев!). Здесь же оплачиваем наш тур и трансфер — по 1650 долларов с человека (предоплаты не было). С наличными всё в порядке, а вот картой расплатиться оказалось довольно трудно (платёж получился только через несколько дней). В тёплой столовой удалось немного согреться, и вот мы едем дальше заселяться в отель Джанивас (N 28.040316; E 75.151034), расположенный на краю города неподалёку от конюшни.

В комнатах-коттеджах мило, но холодно. В моем номере +12 градусов. Маленький слабенький обогреватель пытается сдвинуть эти градусы в плюс, но терпит фиаско (за двое суток непрерывной работы ему все-таки удалось нагреть комнату до 16 градусов). К тому же электричество постоянно отрубается. Но замечательные гостеприимные хозяева снабжают нас тёплыми одеялами и горячим чаем в неограниченном количестве, так что холод нам уже не страшен. Помниться, в Перу-Боливии в отелях было так же холодно, но и там удалось выжить. А вообще, из всех поездок по миру мало где еще мне доводилось видеть такой высокий уровень гостеприимства, как здесь. И дело не только в одеялах или обогревателях, а в необычайно чутком, искреннем, добром отношении со стороны хозяев и организаторов тура. Ни на минуту наши хозяева не оставляли нас без внимания и заботы

Мандава-Сафари - семейное предприятие, его развивают два брата - Анируд и Ангад (www.mandawahotels.com) из обширного клана Садхани Шехаватской династии. Здесь их называют принцами, но на самом деле у раджпутов очень сложная и своеобразная династическая система, их отец - «тхакур» (равно как и его старшие братья), а сами они «кунвары». Они обычно устраивают многодневные конные походы в дикой природе, с ночевками в палатках, но в этот раз впервые организовали тур одновременно и конный, и экскурсионный. Мы будем в нем первопроходцами. Руководитель нашей группы - Катя Друзь (www.equine-photo.net). Вообще-то она профессиональный фотограф, но в этом туре выступает и гидом, и переводчиком, и главным нашим ангелом-хранителем. Не знаю, что бы мы без неё делали! В значительной степени успех нашего тура по праву принадлежит именно ей.

Отель, в котором мы поселились, находится в состоянии ремонта и перестройки. В перспективе здесь будет шикарная дорогая гостиница с гольф-клубом, полем для поло и др. Но тогда уже здесь будет полно постояльцев, и номера будут нам не по карману. А пока мы живем хоть и в спартанских условиях, но просторно и совсем одни.

После расселения самые невыспавшиеся остались отсыпаться, а самые неугомонные отправились гулять по городу. Кругом полно животных - в основном собаки, быки (оказалось, что по улицам здесь бродят ничейными именно быки, а не коровы), пальмовые белки (которые внешне очень похожи на наших бурундуков, и мне как зоологу больно слышать, как их называют бурундучками), обшарпанные свиньи, неспешные козы и ослики. Ещё мы видели запряжённых в повозки коней, ослов, быков и верблюдов. Почему-то нигде не видно домашней птицы — одни сплошные павлины. Только в двух местах за все дни мы видели во дворах кур. Пару раз встретили кошек.

Часто на улицах попадаются большие ванны с водой - все из них свободно пьют. Нам объяснили, что, обеспечивая водопой для животных, местные жители набирают плюсы к карме. Удобно было бы здесь проводить конные пробеги - готовые поилки на каждом шагу.

По улицам разъезжают тук-туки (трехколёсные мотоколяски-фургончики), древние автобусы, дорогие современные автомобили, всякие внедорожники и мотоциклы. Все нещадно сигналят, от всех приходится постоянно уворачиваться.

К нам приставили сопровождающего - худощавого парня, который поводил нас пару часов по центру. В антикварном магазине я купила себе малюсенькую каменную фигурку лошади. В одном дворе мы видели, как бык с завязанными глазами ходит по кругу, вращает жернов и перемалывает ингредиенты для бетеля (вероятно, семена бетелевой пальмы с известью). В другом дворе нас обмотали сари для фотосессии. А еще мы залезли на крышу какого-то дома, оттуда полюбовались местной крепостью и живописными окрестностями и позапускали воздушного змея (скоро будет какой-то праздник-соревнование по воздушным змеям, и на всех крышах ребятишки их запускают, тренируются).

Нагулявшись по городу, мы были усажены в открытый джип и отвезены в отель на обед. К этому времени проснулись остальные члены нашей команды и начали, дрожа от холода, выползать на солнышко. Ну а нам-то уже было почти жарко.

После обеда мы прошлись пешком до конюшни, полюбовались на красавцев-марвари, на этих лошадках будем завтра скакать по окрестностям.

Солнце здесь заходит рано, в 6 вечера уже стало темно, правда, неполная луна светила ярко. Передохнули в своих комнатах и стали готовиться к отмечанию Нового года. Для празднования приготовлена специальная площадка на свежем воздухе, куда собирают много туристов из разных отелей. Уже снова холодно, натягиваем на себя все тёплые вещи. Я нацепила на себя маскарадную остроконечную шапочку с перьями.

Служащие отеля (молодые ребята-непальцы) развели во дворике костёр, поставили вокруг плетёные кресла - мы долго сидели и болтали обо всём, а потом пошли на праздник.

Там посреди поля были раскинуты большие шатры-навесы с печками в центре каждого. Вокруг печек расставлены столы и стулья. Два шатра с едой (шведский стол) и вагончик-бар с напитками. Всё предоплачено, кроме алкоголя. Еды много, в том числе мясной, вот только большинство блюд островаты для меня, так что пришлось налегать на отварной рис и на сладкое - пахлава, кексы, торты. Оглушающе ревела музыка, кто-то танцевал на специальном танцполе. Но нашей группе там было тесно, мы отошли в сторонку, где посвободнее, и устроили свои пляски-хороводы на радость поварам из кухонного шатра. Меня нарядили ёлочкой, и все танцевали вокруг, распевая самую главную новогоднюю песню. Кто-то был зайчиком, кто-то волком, а дровосека изображали все вместе. В общем, душевно получилось.

За пару минут до полуночи открыли и разлили по бокалам шампанское, и ударами чем-то тяжёлым по печке обозначили бой курантов. В полночь погас свет, мы кинулись чокаться и поздравлять друг друга. И тут начался фейерверк - очень красивый и очень долгий. Вскоре самые утомлённые ушли спать, а остальные продолжали гулянку ещё два с половиной часа, чтобы отметить Новый год и по московскому времени тоже.

Приготовление к ночёвке было непростым: сначала уложить на кровать простыню, два огромных одеяла и собственный плед (предусмотрительно привезла его с собой), затем натянуть на себя термобельё и шерстяные носки, заткнуть уши берушами (от гремящей музыки), надеть флисовый лыжный подшлемник, закрывающий не только голову, но и почти всё лицо и шею, и нырнуть в ледяную постель. Рядом с кроватью положила пуховую безрукавку и местное покрывало - на случай замерзания, а также фонарик на случай обесточивания. Но ничего не понадобилось.

01.01.15. Четверг. Привычка вставать в 5 утра заставила проснуться рано, около 8 часов. Выглянула в окно - туман. Но спать дальше уже не хотелось, так что быстренько сделала утреннюю гимнастику, оделась потеплее, взяла камеру и пошла прогуляться по окрестностям. Было очень пустынно, тихо, вокруг пели разные птицы. Здесь много всяких ворон, скворцов и прочих певчих птиц, есть также попугаи и цапли. Постепенно туман рассеивался, становилось всё теплее, уже стало возможно снять один слой одёжек. Вскоре вышли из своего домика и присоединились к созерцанию безлюдных пейзажей ещё двое наших - увлечённые фотографы Игорь и Света, готовые к экскурсиям и фотосъёмкам в любое время суток (у них замечательные фотоальбомы fotki.yandex.ru/users/svpokro; www.facebook.com/profile.php?id=100005118788676; www.facebook.com/profile.php?id=100004605875513). Нагулявшись, мы попросили у работников-непальцев местного чая-масала. Этот горячий пряный напиток отлично подкрепил силы и позволил ещё подраздеться. Когда мы уже были готовы повторить чаепитие, нас повели на завтрак в соседний отель. Еда понравилась - и молочная каша, и жареный бекон, и варёные яйца, и разнообразная выпечка. Так что голодать не пришлось. По мере просыпания, наши отправлялись в ресторан, и примерно к двум часам все позавтракали.

Теперь наступал самый важный пункт программы - верховая езда. Облачившись в бриджи, краги и т.п., мы дружной толпой двинулись на конюшню. А там уже вовсю шли приготовления - коней седлала целая бригада конюхов. Среди разложенных сёдел одно мне больше всего понравилось, и по странной случайности оно оказалось именно у меня. Нас рассадили по лошадям, мне досталась белая кобыла Гори (ударение на второй слог), очень таскучая. Сначала мы с ней немного понервничали, затем более-менее договорились. Но рысью она практически не ходила вообще - или галопчик (притом кобыла иногда крестила), или изредка иноходь (вполне удобная и мягкая). Что понравилось в местных лошадях — при всей их активности и подвижности ни одна не пыталась козлить и сбрасывать всадника. Для меня это самое важное.

Разобравшись в смену, под руководством Анируда мы отправились на нашу первую прогулку по окрестным полям. При этом нас всю дорогу сопровождала группа поддержки на джипах и квадроциклах, конюх верхом на запасной лошади, и ещё один конюх первое время просто бежал рядом с нами. Часть пути мы приспосабливались к коням и амуниции, а затем присиделись и раскрепостились. Дальше уже все ехали вполне уверенно. Моя кобыла постоянно двигалась на повышенной передаче: все шагом - мы иноходью, все рысью - мы кентером. Дистанцию держать она сначала вообще отказывалась и совершенно обслюнявила круп впереди идущей лошади (спасибо той за долготерпение). Но к концу пути стала более-менее управляемой. Другие лошади тоже стали поспокойнее. Единственно, что раздражало - пыль из-под копыт. Передним всадникам было ещё не очень пыльно, но тем, кто ехал двенадцатым -четырнадцатым, дышать было уже нечем. Наверное, такую большую группу следует разделить на две поменьше.

Те, кто был на прошлом сафари в марте, рассказывали, что днём тогда было очень жарко, а ночью холодно. Приходилось выезжать пораньше утром и делать очень долгие обеденные привалы в ожидании, пока жара спадёт. Но зато темнело не так рано, как сейчас. Нам, пожалуй, больше повезло в этом плане, так как ночами всё равно холодно, зато днём идеальная погода для верховой езды - не слишком жарко, не слишком холодно.

Мы проезжали через индийские деревни, с высоты седла удобно было заглядывать во дворы с невысокими заборами. Убранство дворов выглядит довольно необычно и аскетично, но дома вполне добротные, ухоженные. Чем-то всё это здорово напоминает посёлки среднеазиатских республик Советского Союза, возможно, это связано с тем, что основатели империи Великих Моголов, долго правивших на территории Раджастхана, были выходцами из Узбекистана и принесли сюда какие-то свои архитектурные традиции. Местные жители выбегали на нас посмотреть, многие приветственно махали руками, особенно дети и старики. Было приятно. У меня на шлеме прикреплена видеокамера, она снимает всё подряд. Потом, надеюсь, удастся сделать нарезку интересных кадров.

Где-то на обратном пути мы подъехали к общественной поилке, здесь нас уже ждали конюхи. Они подводили нас по двое-трое к воде, пока все кони не напились. Пока первые утолившие жажду кони ждали остальных, случился небольшой конфуз - одна лошадь вместе со своим всадником улеглась в песок поваляться. Но её успели перехватить, так что и седло, и спина, и всадник остались целыми и невредимым. Зато появился отличный повод повеселиться.

Солнце уже садилось, когда мы вернулись на конюшню. Анируд ускакал вперёд, и к нашему приходу там уже стояли наготове с десяток конюхов и помощников, которые забрали у нас лошадей и сами их расседлали. Кони сразу начали валяться в песке. А мы были приглашены к чаепитию и лёгкой закуске в удобных креслах перед конюшней. Мне понравилось, что лошадей здесь подают «на старт» готовыми и забирают сразу после работы - это здорово экономит силы всадников.

Подкрепившись, мы отправились в свой отель переодеваться и ждать ужин. Завтра мы отсюда уедем, дальше уже будем ночевать в других местах. Так что надо ещё упаковать вещи и успеть зарядить аккумуляторы камер и прочей техники.

02.01.15. Пятница. В Раджастане зимой тёплые денёчки, говорили они... В Раджастане зимой нет дождей, говорили они...

К холодам мы уже приспособились, а вот дождь для всех стал неожиданностью. Он начал накрапывать с утра, а затем прибавил так, что все основательно подмокли. И была радуга - низко-низко над горизонтом. Дождь хорошо смочил песок, прибил пыль, стало очень удобно ехать. Но мы всё равно разделились на две группы. Кто пошустрее - в первой группе, кто помедленнее - во второй. Предводителем первой группы стал Анируд, а второй - Ангад. Мы дали названия нашим командам - ангадовцы и анирудовцы, так же, как и в прошлых походах русских групп. Даже какую-то речёвку вспомнили на эту тему. Похоже, этот тур уже обрастает традициями.

С утра наш походный багаж загрузили в машины, мы налегке пошли на конюшню и расселись по коням. Первую часть пути прошли почти успешно, было много хороших скакательных тропинок и дорог. Кое-где удавалось развить скорость до 30 - 35 км/ч, что не так уж много по нашим меркам, но по рыхлому песку особо и не разгонишься. Лошади марвари не слишком скоростные, так что ветер в ушах от скачки свистеть не будет, но при этом создаётся такое ощущение, как будто несёшься карьером. Вообще у этих лошадей много необычных свойств, например, они очень молчаливые — почти никогда не ржут и редко фыркают. В прошлые времена у раджпутов считалось плохой приметой, если кони ржали перед битвой — наверное, потому и вывели такую тихую породу. Из-за низкой холки и круглой спины сёдла частенько съезжают набок. А ещё у этих лошадей уши очень изящно изогнуты, их кончики могут касаться друг друга. Кстати, в Раджастхане в наше время популярны соревнования по танцам лошадей (без всадника, в руках) — при этом важно, чтобы лошадь как можно дольше ходила на задних ногах, не опускаясь на передние.

До привала добрались все, только один конь захромал, и один всадник что-то себе растянул. Коня увели обратно на конюшню, а всадника до самого вечера возили на квадроцикле, доставив немало острых ощущений. Остановка на обед и отдых была довольно экзотичной: нас встретил народный ансамбль из двух человек с национальной музыкой и песнями - усатый колоритный дедушка и непонятного облика бабушка (лица её мы ни разу не увидели, она всё время прикрывалась шалью). Коней мы отдали коноводам, а сами уселись в приготовленные походные кресла или улеглись на лежанках. Еду привезли из отеля, причём приготовлена она была совсем без острых специй, так что мне наконец-то удалось наесться от души. Потом мы потанцевали на специально расстеленном ковре, поиграли на барабане, отдохнули и поехали дальше.

Снова проезжали через поля и посёлки, снова нас приветствовали толпы людей. Перед поездкой в новую страну я обычно стараюсь познакомиться с её языком, так что заранее выучила алфавит хинди и теперь с увлечением читала названия деревень на дорожных табличках. И вот впереди показался старинный замок, или форт Махансар (N 28.200350; E 75.044758). Здесь нам предстоит заночевать. Кони устраиваются возле стен замка, а мы — в разнокалиберных комнатах. Наша часть замка практически не перестраивалась и не ремонтировалась последние пару веков. Из достижений цивилизации - вентиляторы во всех номерах, но нам от них толку никакого. Зато, наверное, в летнюю жару здесь очень классно. Комнатки потрясают воображение своей экзотичностью. Мне, чтобы попасть из общего зала в свой номер 13, надо пройти по крутой лестнице вверх, потом пробраться через какую-то гостиную, перешагивая через диванчики (с людьми), войти в маленькие двери типа шкафа, сразу за которыми резко вниз спускается очень крутая и очень узкая лестница (когда иду по ней - касаюсь плечами обеих стен сразу). В конце пути - расширение с решётками в потолке, за которыми видно небо, и справа низкая дверь (примерно по плечо) в мои апартаменты. Наверное, в прежние времена здесь была тайная темница. Температура +13, обогревателей нет и в помине. В некоторых комнатах не закрываются окна. Но наши предусмотрительные организаторы привезли с собой и раздали всем дополнительные одеяла.

В водопроводе только холодная вода, но каждому в номер принесли по ведру кипятка, так что вполне удалось умыться-ополоснуться. Кровать достаточно удобная, а местное одеяло удивило - оно узкое и очень длинное. Ужин оказался чисто индийским — очень острым, то есть для меня совершенно не пригодным. Пришлось обойтись своими запасами (сочни, печенье, козинаки). Хорошо хоть электричество есть для зарядки аккумуляторов. Сложив вместе три местных одеяла и родной плед, я устроила себе отличную нору и прекрасно выспалась. Привидения, которые, как уверяют, здесь мешают путникам спать, мне совсем не помешали.

03.01.15. Суббота. Утром горячей воды не предполагалось, так что умываться пришлось, как из проруби. Пока все бродили по окрестностям и фотографировали крепость, я успела собрать и заспиртовать несколько кусочков свежего навоза от разных лошадей (это мне нужно для изучения кишечных инфузорий, в перспективе надеюсь еще и от слонов материал добыть). Вместо захромавшей лошади на грузовичке привезли новую. У нас в походе есть несколько лошадей, арендованных из другой конюшни. Они очень стройные, белые, красивые, но слабоватые, без тренинга. В основном они работают на свадебных церемониях, и в нашем походе выделяются тем, что раскрашены хной - какими-то узорами и надписями. А вообще на марвари необычайно приятно ездить — у них мягкая, плавная походка, на галопе хорошо подведён зад, да и ногам всадника как-то очень хорошо подходит округлость боков лошади. Я боялась, что не смогу выдержать по несколько часов в день верховой езды из-за недавней операции на коленке (летом мне пришили новую связку взамен порванной на горнолыжных склонах). Но оказалось, что верхом-то мне было комфортнее всего, а вот пешком ходить по бесконечным ступенькам замков было трудновато.

Выезжаем. И вновь песок, поля, деревни. Хотя под утро прошёл дождик, но песок он почти не смочил, так что сегодня пыль из под копыт уже летит ощутимо. Незадолго до привала пришлось внезапно остановиться, чтобы вытащить из песка наш застрявший джип с прицепом. Пока кони толпились, они успели подраться, и ещё одна лошадь стала подхрамывать от ушиба. К счастью, ушиб был не опасный, вскоре хромота прошла.

Вообще лошади сегодня какие-то возбуждённые - им утром дали усиленное питание, так они с утра просто ломятся вперёд. Здесь у лошадей необычная кормёжка - сена в нашем понимании практически нет. Зимой лошадей кормят арахисом (орешками и сушеной ботвой) и мелассой (побочным продуктом сахарного производства). Так что содержать здесь лошадь - дорогое удовольствие, не всем доступное. Здесь и дрова заготавливают необычным способом - посреди зимы со многих деревьев полностью срезают все молодые ветки, затем сушат их и используют как топливо. Поэтому большинство деревьев уже стоят голые, и концы коротких ветвей у них сильно утолщённые. Когда я впервые в тумане увидела странные контуры этих деревьев, они мне напомнили каких-то животных с щупальцами и присосками на концах. Ещё очень много везде сушится лепёшек из коровьего навоза - кизяк. Это самое главное топливо в пустыне.

Наконец, мы добрались до привала. Вновь слышим музыку и песни, но кроме уже знакомых музыкантов сегодня нас встречает массажист. Он всем по очереди разминает икры, поясницу, спину и плечи. Массаж хоть и коротенький, но очень полезный. Вдруг на соседнем поле показалось несколько антилоп-нильгау - взрослые и детёныши. Все кинулись их фотографировать. Антилопы неспешно брели, пока не скрылись за дальним холмом. Они здесь очень распространены, потом мы ещё много раз их встречали.

Вторая половина пути промелькнула незаметно, и вот мы останавливаемся посреди какой-то деревни в окружении толп местных жителей. Коней оставляем прямо здесь (конюхи ночуют рядом и всю ночь за ними присматривают), а сами плотно грузимся в джипы и еще несколько километров едем до гостиницы (N 28.305880, E 75.285028). Отель шикарный, с бассейном и просторными комнатами (в каждой - обогреватель, горячая вода, чайник). Температура в номерах около 18 градусов и потихоньку прибавляется. Контраст с предыдущей ночёвкой просто невероятный. Но мне удалось именно в этом отеле покалечиться - сильно ободрала кожу на среднем пальце правой руки. У организаторов с собой целый чемодан всяких лекарств и бинтов, так что меня быстренько чем-то обработали, но теперь любая помывка вызывает проблемы. Надеюсь, эта травма не помешает мне в дороге, ведь лошадь моя постоянно прёт вперёд, как танк, так что лучше бы обе мои руки были здоровыми. Но что случилось, то случилось, буду приспосабливаться. Кое-кто из нашей группы тоже поранился - в основном, ссадины, но, к счастью, серьёзных травм ни у кого не было, и никто не выбыл из строя. И, кстати, благодаря жёсткому контролю со стороны Кати Друзь за всем, что мы намеревались съесть или выпить, ни у кого не случилось проблем с пищеварением.

В отеле в лобби оказался неплохой вайфай (в других местах с Интернетом были проблемы), срочно выкладываю фотки и отвечаю на письма. А ещё нам показали народный кукольный спектакль.

04.01.15. Воскресенье. Сегодня последний день нашего сафари - к вечеру мы должны вернуться в Мандаву. Впереди около 40 км пути, поэтому было решено выехать пораньше. Сразу после завтрака мы выставили из комнат вещи и собрались у парковки, чтобы ехать к коням. Но ожидание затянулось почти на два часа - что-то пришлось ремонтировать в одном из джипов, ну а мы в это время сходили на экскурсию в старинный замок Алсисар (Алсайзар) - теперь в нём шикарный отель. Так что выдвинулись в путь только в первом часу. К этому времени стало жарко, все основательно разделись (и подгорели).

И снова скачем галопом по полям, поим лошадей в деревнях, кричим «рам-рам» («привет») местным жителям - они в полном восторге. На одном из полей встретили целое стадо индийских газелей-чинкара, а ещё видели мангуста, зайца и много куропаток. Полдороги одолели за 2 часа, вот и привал. Песни, пляски, еда, массаж, солнечные ванны, отдых в тенёчке, стрельба по консервным банкам из духового ружья, походы в кустики.

Остался всего один переход - стараемся насладиться скачкой, пока есть возможность. Солнце село, луна только собиралась всходить, стало совсем темно. Джипы поехали впереди и сзади нашей колонны, они расчищали и освещали дорогу. Без происшествий мы добрались до Мандавы. Когда ехали по городу, то на стенах домов наши тени создавали фантастическое зрелище. Вот и отель - не тот, где мы жили вначале, а другой — «Замок Мандава» (N 28.053652, E 75.149447) в нескольких километрах от конюшни. Эффектно въезжаем кавалькадой во двор, устроив бесплатное шоу для постояльцев. Здесь коноводы забрали у нас лошадей и увели на конюшню, а мы стали расселяться. Это отель довольно высокого уровня, в каждом номере есть и горячая вода, и фен, и мощный обогреватель. Наконец-то можно нормально смыть с себя пыль дорог.

Вечером у нас был прощальный ужин в саду у костра. Мы все очень сдружились за время похода. Катя с семьёй не могла ехать с нами дальше - у Патрика заканчивались выходные, так что им пора была возвращаться в Дели, да и мы все завтра покинем гостеприимную Мандаву. Доведётся ли когда-нибудь побывать в ней снова? Здесь мы получили незабываемые чудесные впечатления и новых замечательных друзей. Кстати, о нашем конном походе даже написали в местной газете.

Вечеринка получилась очень душевная - с песнями, танцами, вкусной едой и напитками. Наши музыканты (всё те же дедушка с бабушкой) зажигали по полной программе, нам их явно будет не хватать. На ноутбуке мы посмотрели видеозаписи нашей поездки, некоторые получились очень смешными, так что своим хохотом мы, наверное, перебудили весь отель. Не хотелось расходится, но усталость взяла верх.

Экспедиция в Калмыкию - 2014

verbludy-2

25.04.14. Пятница.

Сегодня началась наша новая экспедиция в Калмыкию. Едем в степь со смешанными чувствами: с одной стороны - предвкушаем радость встречи с заповедником Чёрные Земли, его обитателями и нашими друзьями, с другой - печалимся от того, что наша поездка, вероятно, станет последней. Родной университет больше не способен финансировать научные выезды студентов за пределы Северо-Западного региона. Так что будущим поколениям студентов уже не доведётся близко познакомиться с прекрасными степями Калмыкии - так, как удалось это нам. Увы, всё имеет своё начало и свой конец.

Collapse )

face-1

Дорогая моя Дороженька (Пятигорский ипподром, 1988).

Довелось мне в 1988 побывать на Пятигорском ипподроме. Подружки по совхозной конюшне уехали работать на Ставропольский конный завод и пригласили меня в гости. Всё лето вместе с арабским тренотделением они проводили на ипподроме: кормили, поили, чистили лошадей, готовили к скачкам, и иногда в этих скачках участвовали в роли жокеев. Мне тоже доверили уход за лошадьми и даже тренинг. Правда, скакать галопом поручали только на одной лошадке – арабской кобыле-трёхлетке с удивительным именем Дороженька. На остальных лошадях я ездила только шагом или рысью, передавая их для галопа более опытным всадникам.

У всех арабских трёхлеток Ставропольского конезавода в тот год были имена, начинающиеся на букву «Д». А предыдущее поколение всё поголовно называлось на букву «Г», еще раньше – «Б» и «А». Но позже это правило было нарушено.

Почему же именно Дороженьку мне отдали в персональный тренинг? Да потому, что эта кобыла считалась абсолютно бесперспективной. Она совершенно не желала торопиться. Неспешно проскакав дистанцию, резко переходила на шаг буквально в метре после финиша, а то и раньше. Поскольку все арабские племенные кобылы в молодости должны занять  призовое место в ипподромных испытаниях, то Дороженьку время от времени записывали на скачки. Но она всегда приходила к финишу с большим отставанием от других лошадей. Ни один жокей не сумел разогнать её до настоящего призового галопа.
Однажды конники из разных тренотделений договорились сделать скачку специально для Дороженьки, чтобы у неё в активе было хотя бы одно призовое место. Однако она скакала так медленно, что всем остальным лошадям пришлось чуть ли не на рысь перейти. В числе первых Дороженька так и не пришла, а скачку в результате отменили. С тех пор ни один завсегдатай ипподрома никогда ни копейки не ставил на эту лошадь.

Характер у Дороженьки был добрый, покладистый, а тело довольно упитанное. В общем, идеальный скакун для дилетанта. Тренер надеялся, что под моим далеко не жокейским весом кобылка немного похудеет и станет хотя бы внешне похожа на скаковую лошадь. Поэтому скакать галопом он поручал нам на значительно более длинные дистанции, чем всем остальным всадникам. А на мою нескаковую манеру езды и глубокую посадку совершенно не обращал внимания.
Сообразив, что могу заниматься с Дороженькой, как с привычной спортивной лошадью, я приучила её реагировать на шенкеля (у жокеев такая высокая посадка, что шенкелями особо не попользуешься). Прежде мне часто приходилось иметь дело с лошадьми, не желавшими двигаться, и теперь полученный опыт весьма пригодился. Вскоре кобыла начала понемногу увеличивать скорость галопа. Правда, то, что я считала галопом, на ипподроме называли кентером. А галоп – это что-то невообразимо резвое.

Случалось, мне помогали конники из других тренотделений, особенно на чистокровках. Во время галопа они плотно окружали мою Дороженьку со всех сторон и «протаскивали» нас с огромной скоростью несколько сотен метров. Именно тогда я впервые почувствовала, как быстро может мчаться лошадь.

Особое внимание я обращала на то, чтобы Дороженька не тормозила возле финиша, а продолжала скакать дальше. Дело в том, что наше тренотделение располагалось вдали от других конюшен, но рядом с финишной прямой. И бедные лошади были вынуждены скакать к финишу мимо родной конюшни. Конечно, Дороженька норовила свернуть домой пораньше. Но я поощряла её всякими вкусностями за любые достижения, и постепенно она научилась скакать к финишу и дальше, не сбавляя хода. Очень хотелось научить её прыгать через препятствия, но тренер схватился за сердце и категорически запретил нам заниматься конкуром.

Чудесные три недели провела я на Пятигорском ипподроме вместе с Дороженькой. Оглядываясь назад, вижу, что эти дни были одними из лучших в моей жизни. В предрассветных сумерках, ещё толком не проснувшись, мы выезжали на круг. Рядом с нами гарцевали десятки изумительных по красоте лошадей. На горизонте величаво возвышался Эльбрус. Его можно было увидеть только на рассвете, а после восхода солнца он пропадал в туманной дымке.

После утренних проездок (мы проезжали каждый день по 3-4 лошади) наступало время чистки лошадей и денников, поение и кормление. Удивительно мало пьют арабские скакуны даже в жаркий день после тяжёлой работы. Можно одним ведром четверых напоить. Правда, тренер запрещал поить лошадей из неполного ведра – каждому коню обязательно подносили ведро, полное водой до краёв.
Недолгая дневная передышка, во время которой можно до отвала наесться сочных ягод вишни, в изобилии растущей вдоль ограды ипподрома, и снова к лошадям. Теперь вечерняя проводка. Несмотря на название, лошадей не водят в поводу, а шагают верхом, причём обязательно без сёдел. Лошадь должна понимать, что раз нет седла, значит, это не работа, а отдых. На Дороженьке я могла даже дремать во время проводки, а вот на остальных лошадях зевать не приходилось – все молодые, горячие, так и ищут повода порезвиться.
После проводки и вечерней кормёжки я с трудом доползала до постели, чтобы утром, ни свет, ни заря, всё начать сначала. Мне всё это очень нравилось, да и теперь я бы с радостью вновь окунулась в эту ипподромную жизнь. Но, к сожалению, всё когда-то кончается. Пришлось и мне расстаться с ипподромом, с подружками, с любимой Дороженькой.

В пятницу я улетела из Минвод в Ленинград, а в субботу Дороженьку выставили на скачку. И она пришла первой. На всём ипподроме нашёлся всего один случайный зритель, который поставил на Дороженьку несколько рублей, потому что ему понравилось её необычное имя. Он выиграл совершенно сумасшедшие по тем временам деньги – несколько тысяч рублей.
Остальные разъярённые зрители чуть не разорвали Дороженьку на мелкие кусочки. Конюхи буквально бегом, скрываясь за кустами, увели кобылу на конюшню. Через несколько дней Дороженьку увезли на конный завод и включили в племсостав. Увы, мне так и не довелось её больше увидеть. В конце зимы она погибла, так и не оставив потомства. Всё что осталось у меня – несколько нечётких (из-за утренних сумерек) фотографий, на которых мы скачем по финишной прямой на фоне трибун Пятигорского ипподрома. Дорогая моя Дороженька – я всегда буду благодарна тебе за эти минуты счастья.

Журнал «Кони Петербурга» №2 (11) 2001, стр. 82.

Рождество на Галапагосских островах

05.01.12. Четверг. В 8.15 едем в аэропорт Гуаякиля. Заплатили какой-то сбор по 10 долларов и вскоре вылетели на Балтру - один из Галапагосских островов, на котором расположен аэропорт. Летели примерно час сорок. С большой высоты Галапагосские острова выглядят как блины из буроватого теста, растекшиеся по синей сковородке океана. Когда самолет заходил на посадку, казалось, что мы приземляемся не на острове в Тихом океане, а где-нибудь в казахской Кзыл-Орде. Такая же неровная не то степь, не то пустыня с высохшей травой и одинокими невысокими деревцами. Однако при ближайшем рассмотрении иллюзия рассеялась. Одинокие деревца оказались огромными кактусами (эндемичная гигантская опунция), а под ногами - куски застывшей лавы.
В аэропорту мы заплатили еще по 100 долларов местный сбор, потом нас слегка обыскали (без фанатизма, в некоторые сумки даже не заглянули). Вообще сюда ничего нельзя провозить из растений и животных. Нас встретил переводчик Данни - молоденький парнишка, один из трех жителей острова, владеющих русским языком.
Все процедуры пройдены, и мы хаотично и с давкой грузимся в автобус. Этот путь от аэропорта на Балтре до отеля на острове Санта-Крус (а потом и обратно) оказался самым тяжелым для наших сумок и чемоданов. Их так пихали и бросали, что у большинства что-нибудь сломалось или оторвалось. Из наших вещей только Самсонайт стойко перенес тяготы пути. У маленького чемоданчика вырвали с мясом часть покрытия, а у сумки прорезали карман чем-то острым. Автобус от аэропорта доезжает до переправы через канал, там вещи и люди перегружаются на лодку, а потом с лодки снова в наземный транспорт. При этом каждый раз вещи жестоко кидают и трамбуют. После лодки нас погрузили в микроавтобус и повезли в город Пуэрта Айора - столицу острова Санта Крус. Ехать через весь остров 42 километра. Кстати, здесь время на час меньше, чем в Кито, так что теперь разница с Москвой - 10 часов.
Во время пребывания на островах нам часто приходилось плыть куда-нибудь на самых разных лодках, высаживаться на какой-нибудь крутой скалистый берег или высокий неудобный пирс. В первые дни это представляло определенные сложности для мамули, но потом она как-то приспособилась и даже умудрялась загружаться в резиновую лодку не только с берега, но и прямо из воды.
Мы поселились в гостинице «Майнао». Мне она очень понравилась - достаточно удобный номер с кондиционером и хорошей сантехникой (пресная холодная и горячая вода в душе - роскошь в этих местах, вся вода - искусственно опресненная), вполне приличный завтрак, очень приветливый и заботливый персонал. Дешевая прачечная. Архитектура отеля необычная, с фантазией, есть дворик и балкончики, где можно посидеть на свежем воздухе. Рядом с центром. Но мамуле не понравились скудные завтраки и слишком крутая лестница. Так что благодарность отелю в книге отзывов при отъезде я написала только от своего имени.
Обед и ужин почти на все время пребывания на острове у нас предоплачены, но проходят не в отеле. На обед Даня повел нас в ресторан «Carrapatas», там мы могли набрать еды на 15 долларов (предоплаченных), а все, что сверху - уже за свой счет. В принципе, одно мясное блюдо с напитком укладывается в эту сумму. Но мы постоянно брали еще какие-нибудь тортики, и за них приходилось доплачивать несколько долларов.
После обеда мы пошли в «центр Дарвина» смотреть на черепах. К сожалению, никто не написал их имена на панцирях крупными буквами. Поэтому мы не сразу разобрались, где Одинокий Джордж (последний черепах с острова Пинта, мы еще застали его живым), где Диего (более успешный самец, сумевший спасти популяцию с острова Эспаньола).  Уже в сумерках вернулись в город и сразу пошли на ужин. В отель вернулись довольно поздно и поскорее легли спать, все-таки день был трудный.
06.01.12. Пятница. Сегодня свободный день, каждый может выбрать занятие по своему вкусу. Сразу после завтрака наша группа разделилась. Большая часть (преимущественно мужская) отправилась на яхте в сторону острова Санта-Фе на рыбалку-дайвинг-снорклинг (оказывается, обычное ныряние с маской теперь называется загадочным словом «снорклинг»). Переводчик Даня поехал с ними. Мы, оставшаяся меньшая половина, поехали в глубь острова знакомиться с местными достопримечательностями. Наняли для этого дела такси и переводчицу Ольгу - теперь уже второго известного нам местного жителя, говорящего по-русски. Ольга родом из Одессы, живет на Санта-Крусе уже 13 лет (Даня - ее сын).
Сперва мы отправились смотреть черепах в природных условиях. Нам было велено взять с собой накидки от дождя, и еще нам выдали высокие резиновые сапоги. В этой поездке мы испытали одно из самых сильных потрясений,  связанных с удивительной погодой на острове. В центральной части Санта-Круса ВСЕГДА пасмурно и идет дождь, то слабее, то сильнее, но ВСЕГДА. Такая вот природная душевая кабинка. Здесь прохладно и очень влажно. Кругом грязь и лужи, в которых лежат довольные черепахи. Если проехать несколько километров к любому берегу – там днем будет тепло и солнечно. Тоже практически ВСЕГДА. Невероятно! Устал от тропического солнца, хочешь, чтобы было пасмурно и дождливо - не выискивай в Инете подходящий прогноз погоды, а просто поезжай в центр острова!
Взрослым черепахам здесь вольготно. Они ходят везде, где хотят. Еды много, врагов практически нет. А вот малышам плохо приходится - на них нападают муравьи, крысы и собаки, их могут раздавить копытами коровы. Мы видели только больших черепах. А еще мы увидели множество разных галапагосских вьюрков – тех самых, что надоумили Дарвина создать теорию эволюции. Черные птички сидели на панцирях, как на насестах и чего-то ждали. Как оказалось – черепашьих какашек, густо заполненных семенами растений. Конечно, удобнее семена получать в виде такого концентрата, а не выискивать по одному в траве. Черепахи оказались для птиц настоящей столовой. Удивительно смотреть, как ходят эти тяжеленные гиганты – синхронно переставляют свои ноги-столбы.
Налюбовавшись на безобидных рептилий, угостив их какими-то местными фруктами, похожими на яблоки, и избавившись от грязных сапог, мы поехали смотреть пещеру. Это оказался сквозной тоннель, по диаметру вполне пригодный, чтобы пустить по нему метро. Хозяин всей этой территории (с черепахами и пещерой) - предприимчивый итальянец, который по дешевке купил участок у крестьянина, весьма расстроенного находкой опасных дыр в земле, провел электричество и хорошо осветил всю пещеру (за посещение черепах и пещер с человека берут по 3 доллара).
И стены, и свод - все из застывшей лавы. Мы так и не поняли, куда делась та лава, которая протекала внутри этого тоннеля: оба выхода направлены вверх. Наверное, местный вулкан когда-то давно чихнул в две ноздри, и вся лава улетела куда подальше. Удивительное место.
Затем мы доехали до жерл двух вулканов Близнецы. Они расположены совсем рядом и выглядят очень похоже. Мы остановились сперва на одной парковке, а там дежурил полицейский, который заявил, что смотреть в жерло опасно, и не пустил нас дальше к вулкану. Тогда мы проехали по дороге еще метров сто и остановились на другой парковке - еще ближе к жерлу и практически без ограды. Здесь никто не дежурил - по-видимому, здесь уже не было опасно, хотя жерло круглое и совершенно одинаковое со всех сторон, так что абсолютно все равно, откуда в него падать. Стенки отвесные, вертикальные почти до самого дна. Дно пологое и заросшее буйной зеленью. Вулкан был активен лет 50 назад, но сейчас уже совсем остыл. Иногда в него спускаются альпинисты (хотя это, конечно же, запрещено).
На обратном пути мы заехали в небольшой поселок - один из трех населенных пунктов на острове. В магазинчике купили несколько упаковок кофе, выращенного непосредственно на Галапагосах. Затем такси привезло нас в Пуэрто Айору прямо к ресторану «Hernano» (возле пристани), который нам посоветовала Ольга. Сегодня обед и ужин за свой счет, так что знакомимся с новым заведением. Ресторан произвел очень благоприятное впечатление, еда была вкусная и по цене не очень отличалась от других (цены в ресторанах здесь примерно вдвое выше, чем в Кито).
Ближе к вечеру сходили на пляж. При этом надо было с пирса в центре города переправиться на лодке на выступающий рядом мыс, а там уже недалеко был уютный пляж с коралловым белым песком. Здесь мы встретили свою первую морскую игуану - она грелась на солнышке и периодически шумно сморкалась. Потом мы так привыкли к игуанам, что почти не обращали на них внимания, но эта первая как-то особенно запомнилась.
Вода в океане не слишком теплая, все-таки холодное течение Гумбольдта сказывается. Тем не менее, температура воды держится около 23-25 градусов. Сейчас сезон теплой воды, а вот в июле вода будет гораздо холоднее. Вообще же в ближайшие месяцы в Эквадоре наступит сильная жара. У детей на побережье будут каникулы с середины января до середины апреля. На Санта-Крусе и некоторых других островах деревья уже сбросили листья и стоят голые, словно мертвые. Только гигантские опунции зеленеют и цветут желтенькими цветочками.
Мы отлично искупались и засветло вернулись на лодке в город. Лодки здесь снуют одна за другой, как маршрутки. Наши рыбаки тоже уже вернулись с яхты в отель. Они были очень довольные и совершенно обгоревшие. Солнце здесь яростное. Густо мажемся 30-кратным кремом от солнца, и все равно пробивает.
На ужин мы пошли опять в «Hernano» и не пожалели. Снова все было очень вкусно. Дружно отметили наступление Рождества.
07.01.12. Суббота. В 7 утра за нами приехала машина и повезла в порт. Даня снова с нами (он не оставлял нас без внимания практически до самого отъезда). В порту мы сели на лодку, которая отвезла нас к катеру с 3 мощными моторами. За два часа катер домчал нас до острова Изабелла. Мы с мамулей всю дорогу сидели на верхней палубе и любовались океаном сверху, хотя встречный ветер нас чуть ли не сдувал. Видели морских черепах, дельфинов. Дельфины потрясающе высоко выпрыгивали из воды, красиво перелетая через волны от нашего катера.
На Изабелле посетили центр по разведению местных популяций черепах. Их выращивают до 8 лет, а затем выпускают в природу - в этом возрасте им уже не могут причинить какой-либо заметный вред интродуцированные животные. А человек больше не убивает черепах. Так что их будущее внушает надежду. Еще бы удалось всех одичавших коз перебить, и совсем будет хорошо - не останется тогда у черепах серьезных пищевых конкурентов.
Затем мы прошлись по острову. Сплошная затвердевшая лава, климат посуше, чем на нашем острове, но все же много зелени. Здесь самые большие и толстые деревья - это местные мангры.
После комплексного обеда в местном ресторанчике мы отправились плавать на лодке и снорклить. Я как нырнула - сразу увидела большую черепаху и немного за ней поплавала. А потом уже особо смотреть было не на кого, да и вода мутная.
На обратном пути наш катер чуть не перевернулся и нас всех чуть не утопил - безответственный капитан дал порулить какой-то девице. Из-за этого мы наотрез отказались платить чаевые за поездку и постарались доходчиво объяснить гиду причину. Нас высадили в порту в центре города. Ужин снова в проплаченном ресторане «Каррапатас». Неожиданно мы встретили третьего жителя Галапагосов, владеющего русским языком. Правда, он сказал, что он – первый и долго был единственным здесь знатоком русского. Кто он по национальности и откуда знает великий и могучий – так и осталось для нас тайной, хотя по некоторым признакам мы предположили, что он из Германии.
08.01.12. Воскресенье. За завтраком мамуля не выдержала «полуголодного» режима и попросила принести кусочек сыра. Повар виновато улыбнулся и развел руками – сыр в меню не предусмотрен и на кухне его нет. Пришлось мамуле догоняться принесенным с собой печеньем. В 8 часов утра за нами приехал автобус и отвез в северный порт (мы там как раз пересаживались по пути из аэропорта). Погрузились на яхту. Оказывается, на настоящих яхтах надо ходить только босиком – мы разулись и сложили всю обувь в специальные ящики. На яхте просторно и уютно. Всем есть, где присесть и прилечь, и внутри, и снаружи. Посетили остров Сеймур. Он небольшой, засушливый (на островах вообще нет природных источников питьевой воды - только лужи после дождя, а дождь бывает редко). Растительность есть, но невысокая, пустынная. Не то большие кусты, не то низкие деревья образуют ландшафт, напоминающий саванны и редколесья. На этих деревьях-кустах сидят птицы, по земле бродят довольно крупные желтые конолофы (наземные игуаны). Полюбовались на фрегатов и голубоногих олуш, многочисленных котиков, крабов и морских игуан. Один здоровенный морской котик развалился прямо посреди тропинки. Конечно, мамуля не удержалась и погладила этого пушистика. Он лениво огрызнулся, но даже не сдвинулся с места. На Галапагосах удивительно ручные животные – они подпускают людей совсем близко, это очень здорово!
Когда плыли на яхте, к нам снова приблизились дельфины. Но эти не выпрыгивали, а плыли впереди прямо под носом корабля. Можно было рассмотреть их совсем близко. На боку одного дельфина сидела крупная рыба-прилипала, и у других дельфинов на коже были видны следы от присосок прилипал. Интересно, как они относятся к прилипалам на своем теле? До сих пор об этом думаю.
Во время снорклинга мы увидели множество акул совсем рядом. Гид сказал, что длина такой акулы около 1,2 метра. Плавать среди акул было здорово!
Затем нас привезли на пляж из смешанного песка - кораллового и ракушечного. Хорошо искупались, а потом побродили по пляжу. Из воды на гребень береговой дюны выходит множество следов огромных морских черепах. И там на дюне видны вырытые большие ямы, где черепахи отложили яйца.
День получился отличный, хотя опять все подгорели на солнце. Яхта и команда нам понравились, мы собрали чаевых, кто сколько дал, и вручили их капитану. Кажется, он остался доволен. Мы выгрузились из яхты на пристани и стали ждать автобус, простояли почти час (на жаре, и туалет закрыт), но автобуса все не было. Вроде он где-то сломался. Тогда мы взяли такси за 20 долларов и сами поехали в отель.
По воскресеньям наш обычный ресторан выходной, поэтому Даня повел нас в другой, очень приличный, там мы хорошо посидели и дружно отметили предстоящий отъезд. Доплатили 10 долларов - как всегда, за тортики. Кстати, до ужина Даня уже успел встретиться с хозяйкой яхты и потребовал для нас компенсации расходов на такси. И сумел-таки вытрясти из нее наши 20 долларов. Молодец!
На Галапагосах мой мегафон вдруг ожил, нашел связь, но отказался от русских букв, предложив взамен греческие. Пришлось перейти на латиницу, но зато удалось смсками пообщаться с родными и узнать погоду в Мадриде (+10, ясно). Интернет на острове уже два дня не работал, поэтому сама я не могла ничего выяснить про погоду. Вечером видели местное полнолуние. Эффектно.
09.01.12. Понедельник. За завтраком мамуле принесли персональную тарелочку с тремя кусочками сыра! Вот какой заботливый персонал. Вообще Эквадор запомнился доброжелательностью людей, всеобщей готовностью помочь. Приятная страна, приветливые жители. Какое-то спокойствие витает среди гор и островов. Хорошее место.
В 9 часов за нами приехал просторный автобус, так что первую часть пути мы проделали в очень комфортабельных условиях. Во время переправы через канал мамуля лихо запрыгнула на лодку и так же легко из нее выскочила на другом берегу. Вот что значит несколько дней усиленных тренировок по залезанию-вылезанию из лодок.
Нас снова погрузили в автобус и привезли в аэропорт. Пока ждали свой рейс, прошлись по ларькам - здесь есть практически все, что мы видели в Пуэрта Айоре, но значительно дешевле. Прилетел наш самолет, мы как опытные уже островитяне снисходительно смотрели на прилетевших туристов, завороженно глазеющих по сторонам.
Наконец, мы погрузились в самолет и отправились в Гуаякиль. Там нас встретила Наташа, мы получили багаж и перешли на регистрацию в международный терминал. При досмотре у меня отобрали малюсенькие складные ножницы, которые только в этой поездке уже летали в ручной клади в нескольких самолетах. Но - оказались крайне опасным холодным оружием. Кстати, в самолетах LAN и Iberia вместе с едой раздают массивные железные ножи и вилки. Вот ими точно убить можно. Ну что же, пришлось расстаться с удобным и привычным дорожным приспособлением. Сотрудница аэропорта потребовала мой паспорт и долго писала какую-то огромную бумагу - акт об изъятии ножничек. Мамуля решила, что меня арестовывают и уже прикидывала, как останется в Эквадоре и будет носить мне передачки в тюрьму. Но все обошлось, и меня пропустили дальше в зал ожидания. Здесь мы в последний раз воспользовались долларами - поели в кафе (вполне прилично и гораздо дешевле, чем в Домодедово). Больше доллары в этой поездке нам не нужны, да их не так-то много и осталось.
На пути в самолет в длинном коридоре нас всех тщательно обнюхали собакой. Уже после того, как все уселись в самолет и приготовились к взлету, командир объявил: полетим только через 45 минут. Пришлось сидеть и тупо ждать. Может, это у них такая форма забастовки в солидарность с Иберией? Но вот, наконец, летим в Мадрид (около 11 часов). В Боинге нам достались довольно удобные места позади крыльев, так что можно было иногда что-то увидеть в окошко. Дважды вкусно покормили, а в основном мы всю дорогу спали.
10.01.12. Вторник. Прилетели в Мадрид около 12.30 по местному времени. Мамуля осталась в вип-зале, а я решила пройтись по Мадриду (как у многих питерцев, у меня годовая мультивиза шенген). Очень долго пробиралась внутри аэропорта Барахас к выходу. Сначала преодолеваешь несколько эскалаторов-лифтов, затем надо ехать на специальном маленьком поезде, затем снова эскалаторы-лифты. Еле выбралась!
Нашла метро и стала разбираться с билетами. Прочитала, что одна поездка стоит 2.5 евро, а общий проездной на весь день (туристический билет) - 6 евро. Естественно, купила проездной. Билеты продаются только в автоматах, можно за наличные деньги, можно расплатиться картой. Попыталась уточнить у девушек, сидящих за информационной стойкой, как правильно купить именно туристический билет и получила лаконичный ответ: «третий». Что третье, где? В ответ пожимают плечами – «третий»!
Конечно, я разобралась - третьим сверху там оказалось окошко в меню на экране, ну так у меня уже есть богатый опыт общения с подобными автоматами. А ведь это станция, где в метро пытаются войти люди, прилетевшие из таких мест, где они ни метро, ни автоматов по продаже билетов в глаза не видели. Неужели трудно оторваться от стула, пройти ровно полтора метра до автомата и ткнуть пальцем - где на что нажимать. Сидят, скучают эти девочки и даже не пытаются выполнять свои прямые обязанности - помогать приезжим. Сразу начинаешь плохо думать обо всей Испании. В Эквадоре такая девушка уже впереди меня бежала бы к автомату и вообще все сама сделала со счастливой улыбкой. А здесь - только пожатые плечи. К счастью, все остальные испанцы, встреченные в Мадриде, оказались вполне дружелюбными и старались помочь. Так что не все так плохо.
Еще в Питере я заранее разузнала подробности про местный зоопарк - часы работы, стоимость билетов, как проехать, так что около трех часов пополудни я уже была в зоопарке. Первым делом перекусила в местном кафе и немного согрелась (погода хоть и солнечная, но все-таки +10 это не +27) и отправилась смотреть зверей.
В каждом зоопарке всегда оказывается кто-то из зверей, который удивит и запомнится. Здесь я впервые хорошо рассмотрела вблизи живую коалу. Здесь есть большие и малые панды и еще много симпатичных зверей и птиц. Из удивительных фактов - впервые я увидела, как детеныш гигантского муравьеда держится на спине у своей мамы. Он уже почти с нее размером, а лежит на ее спине и спокойненько спит.
Все посетители здесь кормят зверей всем подряд, совершенно не обращая внимания ни на какие запреты. Ну и многие животные выглядят слегка разжиревшими. Естественно, все звери изрядно поднаторели в попрошайничестве и ловле вкусностей на лету. Обезьяны-гелады проделывали это особенно виртуозно, успевая съесть кусок прежде, чем его схватит старший по иерархии. Шум, гам на весь зоопарк, главные самцы в ярости, в общем, сплошные семейные разборки.
В 18 часов зоопарк закрылся, и я отправилась на метро в центр города - на станцию «Opera». Там оказалось очень оживленно - много музыкантов, много живых статуй в разных вариантах, фокусники и т.п. Одна из улиц (Arenal) показалась мне пешеходной - она вся была заполнена людьми. По ней-то я и пошла неспешно. Дошла до площади «Sol», тоже очень оживленной и живописной. Прямо на площади стоял автобус, куда всех приглашали сдать кровь для переливаний. И внутри автобуса виднелись добровольные доноры, сдающие кровь.
Затем я дошла до станции метро «Callao». К сожалению, с информацией для туристов в Мадриде плоховато - есть только схемы около станций метро. Я не рискнула дальше просто так бродить по улицам, не имея при себе карты города, поэтому стала передвигаться на метро в сторону аэропорта и выходить на поверхность на станциях с понравившимися названиями: «Plaza de Espana» - красивый фонтан и памятник с фигурами Дон Кихота и Санчо Панса (пруд перед ними был слегка покрыт льдом); «Tribunal» - здесь обнаружился небольшой музейчик с выставкой, посвященной газете «La Socialista», я в него успела зайти буквально за четверть часа до закрытия; «Nuevos Ministerios» - здесь есть большой магазин «Английский Двор» и небольшой рыночек, на котором можно купить одежки, косметику, украшения, игрушки, местные сладости и т. п.
Ну а затем я вернулась в аэропорт и снова проделала бесконечный путь к своему терминалу.
11.01.12. Среда. Самолет вылетел с опозданием, уже после полуночи. На посадке толпа русских пассажиров напирала и давила. Те, кто вошел первыми, моментально заняли все багажные полки своей ручной кладью, тем, кто входил позже, мест для вещей уже не осталось. Распихивали сумки, гитары и чемоданчики где только можно, без колебаний потеснив бизнес-класс.
Самолет вроде не старый, но какой-то неопрятный. Стюардесса уронила с подноса на пол булочку, выковыряла ее из-под чьих-то грязных ботинок и снова положила на поднос - и всучила этот поднос мамуле! Мамуля возмутилась, а стюардесса просто сунула ей другой поднос (совсем без булочки).
Вообще «Иберия» мне теперь не очень нравится. Три года назад в нашу первую поездку в Южную Америку мы были очень довольны этой фирмой и всем ее рекомендовали, но теперь все не так. Наши знакомые несколькими днями раньше возвращались на Иберии из Бразилии тоже с пересадкой в Мадриде. Прилет опоздал на час, но они все равно еще вполне успевали на самолет в Мадриде (посадочные талоны на руках). Приходят на посадку - а их места уже проданы, и уже там другие люди сидят. Остались ждать следующего рейса - а тут забастовка. Пришлось им выбираться за свой счет через Лондон. В общем, Иберию теперь никому не советую. А вот южноамериканский  LAN мне очень понравился - рекомендую.
Худо-бедно добрались до Москвы. Очень долго ждали багаж, и он оказался в довольно потрепанном состоянии. У несчастного чемоданчика вырвана с корнем боковая ручка - не представляю, как грузчикам это удалось. Остальное, вроде, выдержало перелет без проблем. Грузим багаж на тележку и катим к «Аэроэксперессу». Вскоре грузимся в «Сапсан». В поезде я пыталась редактировать заметки, но безнадежно отключилась, проснулась уже возле Питера. Закончился наш чудесный вояж. Несколько дней понадобилось для перехода на наше время, три недели – на восстановление кожи после солнечного облучения, и вот мы уже в полном порядке и планируем новые поездки.

viur-1

olush-1
ping-1

delf-1

Новый год в Эквадоре. 2011-2012

IMG_791226-27 декабря . В пути. Сначала поездами-самолетами добрались до Мадрида, затем полетели через Атлантику. Через 12 часов сели в Гуаякиле и стали ждать рейс на Кито. Самолет оказался почти пустой и летел всего 35 минут.
И вот мы в столице Эквадора, городе, который называют Центром мира. Принимающая сторона представлена испаноязычным гидом Алексом и русской переводчицей Алевтиной. Наша группа состоит из 8 человек: мы с мамулей из Питера, двое туристов из Твери и четверо из Москвы. Все бывалые путешественники, и в Эквадор приехали главным образом ради Галапагосов. Наша команда быстро сдружилась, и все путешествие прошло в обстановке полного дружелюбия без единого внутригруппового конфликта.
В глубокой ночи нас развезли и поселили в отели. В отеле «Рио Амазонас» поселились пятеро из нас (в том числе мы с мамулей), и трое - в отеле «Мариотт» неподалеку. Высота над уровнем моря – 2800 м.
28.12.11. Среда. Номер у нас просторный, огромные окна с видом на горы, большие зеркала на стенах. Нет никаких охладительно-нагревательных приборов - температура в номере как-то сама постоянно держится около +20+22 градуса. Завтрак с 5 до 10 часов утра. Очень приятный и разнообразный шведский стол. Мы буквально объелись разными вкусностями и фруктами. Нигде дальше в поездке больше уже не было таких хороших завтраков.
В 9 часов погрузились в автобус и отправились на экскурсию. Повезло с погодой - было тепло и солнечно, хотя сейчас сезон дождей. Первым делом посетили частный музей, посвященный линии экватора, определенной по показаниям GPS. Там было несколько развлекаловок, которые очень понравились. Например - установить сырое куриное яйцо стоймя на шляпку гвоздя. Кто сможет - тому сертификат. Я сумела и получила этот ценный документ.
Но наибольшее впечатление производит опыт с выливающейся водой! Простая кухонная раковина на ножках затыкается пробкой и заполняется водой. Затем выдергивают пробку и смотрят, как вытекает вода. Когда раковину устанавливают в паре метров к югу или к северу от экватора, вода выливается, привычно для нас закручиваясь. Но когда раковина стоит точно на линии экватора - вода вообще не закручивается, вытекает ПРЯМО! В это трудно поверить, но мы это видели своими глазами. (Сколько споров и злопыхательств в Инете вызвала позже эта часть моего рассказа!!!)
Затем нам показали еще несколько интересных вещей, например, живых личинок насекомых «мексиканская кошениль» (из них делают красный краситель для шерсти и колбасы). Они питаются исключительно кактусом опунцией. Еще всякие чучела животных и предметы быта индейцев разных национальностей. Между прочим, наш переводчик Алевтина никогда не произносит слово индейцы - она говорит «индИхенос» («аборигены»). Оказывается, слово «индеец» оскорбительно для индейцев. Да и слово «негр» Алевтина тоже старается не произносить.
После посещения экватора мы отправились в центр города. Посетили центральную площадь, посмотрели на президентский дворец с гвардейцами у входа, на библиотеку, заглянули в большую красивую старинную церковь.
В центре города мы, наконец, решили проблему со связью. Сначала хотели купить симку местного оператора и вставить в один из наших мобильников, но они категорически не задружились. Пришлось купить вместе с симкой самый дешевый местный телефон. Ну и как-то совсем не позаботились мы о том, чтобы поберечься от солнца, а оно нас уже слегка поджарило. Пришлось срочно купить крем от солнца и старательно им мазаться перед каждой вылазкой на природу или на какие-то другие экскурсии.
После экскурсий нас привезли в отель, мы сложили покупки в номере и отправились искать какой-нибудь ресторанчик, чтобы пообедать. Привычных международных фастфудов здесь нет – сплошь местные маленькие ресторанчики. Нашли в паре кварталов от отеля вполне приличную кафешку, где нас накормили до отвала очень недорого и очень вкусно. Это были огромные тарелки, доверху заваленные рисом, овощами, жареной говядиной и накрытые сверху яичницей – такое блюдо здесь называется «чурраско». Плюс по бутылке кока-колы. Вся еда на двоих с учетом чаевых, включенных в счет (17%), обошлась всего в 13 долларов 40 центов. Понемногу мы начали обрастать штатовской мелочью - металлическими долларами и центами (в Эквадоре американский доллар – официальная валюта).
29.12.11. Четверг. Встали рано и в 8.30 вся группа на нашем уже родном микроавтобусе «Мерседес» (почему-то без регистрационных номеров) выдвинулась на северо-восток в город Отавало (110 км). Там нам обещан якобы суперогромный рынок с местными одежками и сувенирами. Однако рынок слегка разочаровал своими небольшими размерами - он явно не тянул на самый большой рынок в Южной Америке. Но вещички на нем оказались вполне приличные, и мы насладились шопингом – набрали кучу свитеров всех цветов и размеров, недокупленных в прошлую поездку по Перу. На обратной дороге заехали на озеро вулканического происхождения - полюбовались видом. Величаво и прохладно.
Вернулись в отель около полшестого и сразу помчались на местный рынок – сравнить его с Отавало. Оказались очень похожими и ассортимент, и цены. По пути в отель купили разных фруктов. Мамуля взяла манго и еще что-то неизвестное. Я купила себе килограмм ягод физалиса за 1 доллар. Они были невзрачные на вид и какие-то липкие. Но после тщательной помывки и просушки стали вполне приятными и на ощупь, и на вкус, да и на вид тоже. Несколько дней подряд я их с удовольствием поглощала понемногу. И кстати больше ни разу не встретила их в продаже.
30.12.11. Пятница. Утром отправились на экскурсию на северо-запад от Кито (около 90 км). Долго и мучительно ехали по горному серпантину, периодически плетясь за чадящими грузовиками или обгоняя их в таких местах, где обгон запрещен и практически невозможен.
Здесь относятся к правилам дорожного движения весьма просто, а разметка на дороге нарисована для красоты. Дорожную полицию мы не увидели ни разу. Когда ночью нас везли из аэропорта в отель, шофер спокойно проезжал на красный свет все светофоры на пешеходных переходах. Обгон или разворот через двойную сплошную - обычное дело. Пешеходов на нерегулируемых переходах не пропускают никогда. Но как-то все умудряются ездить и переходить дороги.
Наконец, мы приехали в парк птиц. К этому времени погода конкретно испортилась, и пошел дождь, впрочем, для этих мест (туманных тропических лесов) более обычен именно дождь, а не солнце. Мы пошли по «легкой» тропе - длина 400 м, подъем в гору на 200 м. Никаких птиц не увидели, а только жидкую грязь под ногами. Ну и еще попались нам кое-какие симпатичные растения. Смысл в прогулке был, по-видимому, в том, чтобы проникнуться местной погодой и нагулять аппетит. Правда, перед началом маршрута нам показали несколько кормушек, над которыми буквально роились тучи разных колибри. Так что обещанных птиц мы все-таки видели.
В ближайшем поселке Миндо пообедали в ресторане, у них главная фишка - жареное мясо, подаваемое на горячем черном камне. Затем пошли в парк бабочек и орхидей. Миленько. Еще нам по дороге показали обжитую людьми долину внутри кратера потухшего вулкана Пулулауа - смотрится эффектно. Около полшестого вернулись в отель.
31.12.11. Суббота. С самого утра центральную улицу Рио Амазонас, на которой стоит наш отель, полицейские перекрыли для машин. Вдоль тротуаров рабочие установили несколько помостов с инсталляциями из огромных кукол или предназначенные для певцов и музыкантов. Из окна нам были хорошо видны все эти приготовления. Около 9 часов утра мы выдвинулись на прогулку и обнаружили неподалеку большой красивый парк. В нем оказались ларьки с сувенирами, и мы купили несколько картин одного молодого и весьма талантливого художника-индейца – на холсте и на больших птичьих перьях.
К вечеру на улицах народу прибыло, все ходят взад-вперед по улице, с надетыми прикольными масками или в лохматых париках. Я тоже купила и надела какие-то мышиные уши за 1 доллар и слилась с толпой, ловя на себе одобрительные взгляды. Затем весь вечер ушел на упаковывание наших покупок, ведь завтра мы покидаем Кито. А мы к нему уже привыкли. Жаль, не покатались на такси, ведь оно здесь невероятно дешевое - за 5 долларов можно чуть ли не весь город объездить. Около 8 вечера начался праздничный фейерверк - из нашего окна было отлично все видно. А потом мы уснули и не видели и не слышали, как на улице сжигали кукол и запускали петарды.
01.01.2012. Воскресенье. С утра пораньше полюбовались из окон на город и на горы. Наша улица совсем пустынная, завалена мусором и кучками пепла от сожженных кукол. Правда, несмотря на праздничный и воскресный день, вскоре понаехало много уборочных машин, дворники начали все подметать и подчищать.
Полдевятого мы уже едем на юг, к самому большому активному вулкану Эквадора - Котопакси. Приехали в национальный парк, прошлись по аскетичному музею, где меня очень привлекло чучело не то лисы, не то собаки. Так и не поняла, что за зверь. Угостились вареной кукурузой с сыром (наша вкуснее) и подъехали поближе к вулкану. Оказались на огромном плато, которое было когда-то (2 млн. лет назад) озером. А теперь от него осталась небольшая лужа, куда прилетают всякие разные птицы. Вулкан Котопакси был виден плоховато, только разок из-за туч выглянула вершина. Вообще, тем туристам, кто хочет насладиться общением с вулканом Котопакси, надо приезжать сюда на целый день, тогда машина поедет дальше на сам вулкан почти до вершины. И там до снега пешком можно дойти. Но даже и отсюда, снизу, от озера, Котопакси производит грандиозное впечатление.
После лысой и продувной холодной равнины мы заехали в придорожный ресторан. Кормят вкусно, обильно и недорого. Соки вкусные и неразбавленные. Затем нас привезли в городишко, где все жители сами делают и продают мороженое (замороженный сок на палочке). Ну, это – на любителя. Я вообще мороженое не ем, так как зубы мерзнут. Затем мы проезжали городишко, где все шьют джинсы и продают их по 5-10 долларов. К сожалению, пройтись по магазинчикам нам здесь не дали. Остановились у озера - единственного в Эквадоре озера тектонического происхождения. Впечатляет. Никто не знает, какой оно глубины, так как ни одна попытка ее измерить не удалась.
Засветло приехали в город Баньос и поселились в каком-то старинном отеле. Очень мило и просторно. В номерах слегка сыровато, но не критично. Мамуля сходила в СПА-салон на массаж, осталась вполне довольна. Есть здесь и довольно большой бассейн, но, к сожалению, в самом отеле нет термальных вод – а ведь город ими славится. Искупаться в термальном источнике в принципе можно, но для этого надо идти в город, а нам было лениво. Я все-таки прогулялась по окрестностям и набрела на местную дискотеку с огромным количеством танцующих местных жителей. Танец своеобразный и очень простой в исполнении, мне он тоже удался. Еще погуляла по территории отеля, здесь очень много всяких старинных вещиц расставлено для антуража - старые печатные и счетные машинки, радиолы, примусы и угольные утюги. Много старинных кресел, пианин, швейных машинок и т.п. Зато на холме в старинной беседке установлены современные тренажеры - беговая дорожка и др. Бродит одинокий павлин. И очень много цветов и плодовых деревьев. Душевно. Люблю такие отели в старинном колониальном стиле.
02.01.2012. Понедельник. На завтрак повар каждому на заказ жарит омлет с разными наполнителями, это круто. Выехали из отеля в 11 часов и весь день ездили в окрестностях Баньос, знакомились с разными речками и водопадами.
Сначала приехали к водопаду Фата Невесты. В прошлом году здесь произошел обвал, и водопад больше не выглядит как фата, а скорее как две косы. Здесь нас ожидал приятный сюрприз - катание над пропастью на открытой тележке, подвешенной на тросе. Очень здорово! Потом мы поехали к водопаду Сковорода Дьявола. Там пришлось долго спускаться и еще дольше подниматься, но увиденная красота того стоила. Некоторые особо отважные туристы почти ползком двигались еще дальше и оказывались позади водопада - между скалой и водой. Возвращались оттуда совершенно мокрые и счастливые.
Затем мы поехали к водопаду Мачау. Гид Алекс никогда раньше не слышал о таком водопаде, но наш доблестный шофер дон Эдуардо порасспрашивал других водителей и узнал дорогу, так что водопад мы нашли. Спуск и подъем оказались еще круче, чем в предыдущем случае. Внизу люди купались прямо под водопадом. Мы очень пожалели, что не знали заранее о такой возможности и были без купальников. Затем мы должны были по программе посетить еще один водопад - Небесные Ворота, но он «работает» только во время сильных дождей, а здесь несколько дней было сухо. Где-то в пути мы перекусили жареными курями в какой-то сельской забегаловке.
Очень удивляют местные поля — они расположены на ОЧЕНЬ крутых склонах гор, посыпанных вулканическим пеплом. Даже смотреть страшно, настолько они круты! Пашут здесь сохой на волах, по-другому на этих склонах не удержишься и не развернешься.
После всех водопадов мы распрощались с городом Баньос и поехали дальше. Дорога сильно испорчена лавой и пеплом, да и вулкан вдруг начал как-то подозрительно дымить, так что мы порадовались, что вовремя от него уехали. Уже в потемках добрались до какого-то захудалого отеля.
03.01.12. Вторник. В отеле был самый скудный завтрак за всю поездку. Пришлось сжевать пару запасенных шоколадок, чтобы насытиться. В 8 выехали дальше на юг, по дороге посетили лавочку по продаже фигурок из орехов пальмы. Эти фигурки внешне и на ощупь необычайно похожи на изделия из слоновой кости. Примерно в 10 утра приехали в город Алауси. Этот город процветал в эпоху железных дорог, но потом дороги увяли, и город тоже. Теперь в Эквадоре восстанавливают железные дороги специально для туристов, и городок переживает второе рождение.
В 11 часов мы выехали на поезде вверх в горы, в объезд скалы Нос Дьявола (около 20 км). Очень живописно, местами дорога буквально нависает над пропастью. На конечной платформе нас ожидали местные жители с непрерывными танцами-плясками. Мамуля тоже с ними станцевала, единственная поддержав престиж нашей группы - остальные постеснялись. Здесь же нас покормили малюсенькими бутербродиками. Поезд вернулся в Алауси задом наперед, те пассажиры, кто сидел справа, поменялись с теми, кто сидел слева, и так всем удалось полностью насладиться красотами. Говорят, что вскоре старые вагончики заменят на суперсовременные, но нам и эти вполне сгодились. Раньше люди ездили на крыше вагонов, но из-за одного ужасного несчастного случая с туристами это теперь запрещено.
После поезда едем дальше на нашем «Мерседесе». Места здесь не особо туристические, ресторанов у дороги нет, поэтому нам выдали ланч-боксы, и мы их съели на ходу, слегка обливаясь соком от периодических подпрыгиваний нашего автобусика.
Дорога самая сложная за все время. К обычному и уже привычному серпантину и обгонам вслепую добавился сильнейший туман и множество огромных камней прямо посреди дороге от недавних обвалов. Да еще здесь не принято включать фары или габаритные огни ни в туман, ни в тоннелях, поэтому ни встречных, ни попутных машин почти не было видно. Но наш водитель-виртуоз сумел-таки нас довезти до Куэнки в целости и сохранности. Подозреваю, что у него в голове встроен сонар типа дельфиньего. Нас поселили в центре города в одном оригинальном отеле.
04.01.12. Среда. Хороший завтрак, особенно понравились драники с сыром. А вот номер был довольно странный - с окнами не на улицу, а прямо внутрь ресторана в центральном зале. Поэтому ночью было шумно и душно. Выезд в 10 часов, сразу поехали на смотровую площадку и полюбовались городом сверху. Зашли в керамическую мастерскую. Один из наших туристов нечаянно задел какое-то аляповатое блюдо, и оно разбилось. Пришлось заплатить 25 долларов. Платили с кредитной карты, и через пару дней с нее вдруг снова оказались сняты еще 25 долларов за ту же покупку. В другой раз за какую-то покупку тоже списали деньги дважды. Так что кредитками в Эквадоре лучше не расплачиваться. И кстати далеко не всегда удается снять деньги в банкоматах или разменять крупные купюры (больше 20 долларов здесь не в ходу). Мы-то заранее запаслись наличными, причем преимущественно мелкими, что оказалось очень удобно.
После керамической мастерской мы поехали туда, где делают панамы и другие шляпы из волокон листьев особой эквадорской пальмы. Довольно интересно. Еще мы погуляли по центральному рынку, посмотрели на местные фрукты, овощи и прочую зелень. Кстати, фруктами в Эквадоре особо не побалуешься. В основном дают арбузы, ананасы и папайю, иногда бананы и дыню. Яблок здесь своих нет - везут из Чили. Удалось попробовать несколько экзотических фруктов только в виде соков. На рынке мы купили манго и плоды томатного дерева.
На обед нас привезли в ресторан с кусачими ценами. Порции в два раза меньше, чем в предыдущих ресторанах, а цена почти в 2 раза больше. Но делать нечего – Куэнка вообще самый дорогой и распальцованный город в Эквадоре. После обеда побродили по музею, устроенному в старой церкви, было интересно, но ужасно холодно, так, что потом мы долго не могли согреться. И вот, наконец, нас везут в аэропорт. Здесь мы прощаемся с нашей группой сопровождения - доблестным водителем, старательным, но малоразговорчивым гидом и вполне приятной переводчицей. Они отправляются обратно в Кито, а мы летим в Гуаякиль.
Рейс длился всего около получаса, и вот мы вновь в Гуаякиле. Здесь жарко и влажно. Нас встречает гид Наташа, которая сумела за время пути от аэропорта до отеля рассказать едва ли не больше, чем предыдущий гид за всю поездку. Микроавтобус оказался в точности такой же, как раньше, так что мы уселись в него привычно и быстро. Наш отель оказался в центре города недалеко от набережной. Здесь мы впервые в Эквадоре увидели знакомый фастфуд – «KFC» (а макдональдсов здесь, кажется, вообще нет).
Поздно вечером сходили прогуляться по набережной и полюбоваться на реку. Вода мутная и быстрая. Много плывет водяных гиацинтов. На некоторых пучках растений важно сидят птицы (мне показалось, что это цапли-кваквы, но в темноте могла обознаться). Они проплывают важно и гордо, словно капитаны на своих маленьких корабликах, слегка покачивая головой в такт волнам. А мы уже представляем, как завтра рано утром  отправимся на Галапагосские острова.

coriolis
190212122432826
190212122533796
190212122613775
190212122757552
190212122939957
face-1

Отчет о поездке в Лондон в октябре 2007 года.

Предисловие:
Некоторые из поездок по миру в свое время вдохновили меня на написание отзывов. Большинство из них я выложила на сайте otzyv.ru. Но теперь решила опубликовать их и в ЖЖ (слегка сократив).

------------

Перед поездкой в Лондон я добыла в Инете много информации по музеям, транспорту, питанию и прочему. Очень пригодился «планировщик путешествий» на сайте http://journeyplanner.tfl.gov.uk/ , сайты http://www.londontown.com/, http://www.londonlogue.com/ и сайты самих музеев, парков и пр. С трудом купила переходник для английской розетки - из всех магазинов он нашелся только в «Медиа-Маркете» в комплекте с еще тремя переходниками для разных стран. Тур купили в «Неве».

День первый. Суббота 6 октября.
Очень долго кружили над Хитроу - была большая очередь из самолетов на посадку. Из Питера нас набралось туристов человек семь, мы погрузились в небольшой автобус и поехали в Лондон. Нас развезли по гостиницам, расположенным совсем рядом с Гайд-парком и вокзалом Паддингтон - мы вчетвером жили в двухзвездном отеле «Александра», а остальные - в трехзвездном отеле «Норфолк Тауэр» поблизости, буквально за углом.
Напуганные отзывами о лондонских двухзвездных отелях, мы были готовы к мрачным малюсеньким комнаткам с клопами и ворами. Однако отель нас приятно порадовал и продолжал радовать всю неделю приятным обслуживающим персоналом, интерьерами и завтраками.
Поскольку приехали мы около полдвенадцатого утра, то не смогли сразу заселиться - комнаты еще убирали после выезда предыдущих жильцов. На ресепшене отеля нам подарили подробную карту с маршрутами лондонских автобусов, предложили оставить сумки в холле и погулять до двух часов, что мы и сделали с большим удовольствием.
Первым делом разменяли 10-фунтовую бумажку на 1-фунтовые монеты и в специальном автомате купили три билета на автобус (по 2 фунта). Младшему сыну полагался бесплатный проезд в автобусах. На автобусе доехали до Риджент-стрит, прошли немного пешком и нашли первый пункт нашей программы - Britain & London Visitor Centre. Здесь мы купили 4 лондон-пасса на 6 дней. Использовать их предстояло только с завтрашнего дня (воскресенья), чтобы хватило до пятницы.
А вот с недельными проездными на транспорт (Travelcard) вышла заминка: взрослые нам продали без проблем, а детские - нет. Посоветовали сходить на ближайшую станцию подземки (метро) и там купить детские travelcard’ы. Пошли мы в метро, но и там нас ждала неудача. Оказалось, что детские проездные продают ТОЛЬКО на главных вокзалах Лондона. Решили отложить эту проблему до завтра и вернулись обратно на автобусе. Двое - уже по новеньким проездным, один - бесплатно, одному пришлось купить билет за 2 фунта.
Заселились в отель. Повезло - вместо двух «дублей» нам достались два «твинса» (в них одна кровать односпальная, другая - двуспальная). Одна комната на втором этаже (третьем по-нашему) окнами на улицу, другая - этажом выше, окнами во двор. В отеле существовал лифт, но мы им не разу так и не воспользовались. Комнаты чистые, уютные, довольно-таки просторные (подозреваю, что в них втискивают иногда еще детскую кроватку). Есть электрический чайник и к нему чашки, блюдца, ложки, заварка, кофе, молоко, сахар. На ресепшене нам выдали бесплатно переходник для розетки - теперь у нас их стало два и хватило для всех устройств. В санузле обнаружилась настоящая ванна с душем и умывальник с совершенно нормальными смесителями, а также розетка, пригодная для наших вилок без всяких переходников. Выдали несколько мелких кусков мыла, а вот шампуня или геля для душа не дали.
Быстренько перекусили взятой из дома едой и отправились на поиски конюшни Гайд-парка, чтобы записаться на поездку верхом по парку (адрес, цены и все другие условия я узнала заранее на сайте http://www.hydeparkstables.com/). На конюшне я записалась на четверг и заодно прикупила симпатичные бриджи.
Погуляли по Гайд-парку, возвращались уже в сумерках, по темным парковым дорожкам (освещения в парках нет, так как ночью деревья, трава, белки и птицы должны спать-отдыхать). Поужинали в забегаловке «Фиш энд чипс», расположенной на полпути от нашего отеля к Паддингтонскому вокзалу.

День второй. Воскресенье 7 октября.
В 8 часов мы подошли к отелю «Норфолк тауэр», там нас вместе с другими туристами подобрал экскурсионный автобус. Трехчасовая экскурсия по Лондону была очень интересной и познавательной. Экскурсовод командовала нами, как генерал солдатами: «Быстро смотрим налево, на-ле-во я сказала!», благодаря чему мы увидели все и вовремя. После автобусной экскурсии была пешеходная экскурсия по Сити, а затем мы сообщили экскурсоводу, что остальные дни проведем самостоятельно и покинули свою группу. Поехали на ближайший вокзал (им оказался Ватерлоо), купили, наконец, детские проездные, и отправились в Аквариум, он находится рядом со знаменитым колесом обозрения London Eye. Нам особенно понравился большой круглый бассейн со скатами. Эти скаты сами подплывали к людям, и можно было их гладить по спине. Незабываемое ощущение!

День третий. Понедельник 8 октября.
С утра пораньше приехали к дому Шерлока Холмса на Бейкер стрит. Музей находится у самого Риджент парка, так что мы по парку погуляли немножко - птиц там огромное количество, весь газон съеден гусями всякими почти до земли! В пруду есть определенные места для катания на лодках, для ловли рыбы, для купания людей. Вообще, в Лондоне все очень тщательно размечено - куда идти, куда смотреть. В музеях и дворцах хорошо налажена маршрутизация туристопотоков, так что никто не мешает друг другу и не толпится. Для туристов вообще Лондон очень привлекателен, так как многие музеи бесплатные, и туалеты бесплатные, просторные и очень чистые. Может, и есть где-то там платный туалет, но нам ни разу не попался.
Музей Шерлока Холмса открывается в 9.30, и с утра там уже были посетители. На центральном месте висит фото нашего Холмса - Василия Ливанова.
На метро добрались до «Виктории», оттуда пешком до Букингемского дворца. Поспели к разводу караула. Толпа была такая, что не подойти к ограде, но мы все-таки сумели чего-то рассмотреть. Не дожидаясь окончания церемонии, пошли в Королевские Конюшни, расположенные с другой стороны дворца. Там есть живые лошади, разные повозки и амуниция, а также королевский лимузин. Кони стоят на привязи в стойлах. Рядом с конюшнями - Музей Гвардейцев.
На метро доехали до Тауэра, походили по нему, посмотрели на воронов и помчались через мост к кораблю «Белфаст», там бродили, пока музей не закрылся.

День четвертый. Вторник 9 октября.
В 8 утра вышли из отеля и поехали на Вимблдонский вокзал, в полдевятого уже были в Хэмптон-Корте (Hampton Court). От станции до дворца минут пять пешком. До открытия музея (в 10 часов) еще оставалось время, мы прошлись по Темзе и зашли в дворцовый парк (он открывается в 7 часов). Был дождь, и около 14 градусов тепла. Мы бродили по газонам, пугая оленей и совершенно не пугая лебедей. Когда открылся музей, мы пробежались по его залам (очень похоже на Версаль) и по знаменитому Лабиринту (Maze). Совершенно случайно повстречались со своей группой и экскурсоводом :) . А затем помчались на автобусную остановку, чтобы успеть на 461 автобус, который очень редко ходит. Пришлось заплатить водителю наличными, так как автобус был из графства Суррей, в нем лондонские проездные не действуют. Через полтора часа блуждания по закоулкам Суррея под усиливающимся дождем мы добрались до главного пункта программы - лунапарка «Thorpe Park» (http://www.thorpepark.com/). Надо сказать, что мы с трудом нашли в Интернете этот лунапарк и его сайт, так как слово «attraction» по-английски - достопримечательность, а вовсе не «аттракцион». Один знакомый подсказал набрать в поисковом сервере «theme parks» - это и оказались лунапарки. Мы хотели еще и аквапарк найти - не смогли. Правда, в Торп-парке обнаружились некоторые из аквапарковских аттракционов: было прикольно ехать на ватрушке с водяной горы полностью одетым и обутым :) .
Дождь превратился в бесконечный ливень с пузырями на лужах. Но на самом деле в европейских лунапарках в дождь получаешь гораздо больше удовольствия, чем в хорошую погоду, так как народу меньше, и не приходится стоять в очереди на аттракционы. Мы думали, что намокли, пока не прокатились на первом же водном аттракционе. Вот тогда мы НАМОКЛИ, и после этого больше не думали о дожде, шлепали по лужам, так как нам было уже все равно. Зато на аттракционах мы катались до полного упаду. Особенно хорош «Стелс», высотой около 70 м, на нем вагончики с людьми разгоняются до 130 км/ч меньше чем за 2 секунды.
После 5 часов вечера дождь вдруг утих, и даже выглянуло солнце. Почувствовав, что у нас появился шанс подсохнуть, мы нашли одну из специальных сушильных кабинок и за 2 фунта насладились горячими фенами и лампами, греющими со всех сторон. Так что последние пару часов мы провели в парке почти сухими и почти теплыми. Если кто поедет в этот лунапарк и соберется познакомиться с водными процедурами - запаситесь сухой теплой одеждой (там есть много запирающихся шкафчиков для вещей) или 1-фунтовыми монетами для сушилок.
Мы развлекались, пока парк не закрылся, а затем вместе с небольшой группой местных школьников в темноте побрели на автобус, который подвез нас до железной дороги. Как мы доползли до отеля - не помню, полночи досушивала феном обувь.

День пятый. Среда 10 октября.
С утра пораньше поехали на вокзал Чаринг-Кросс, оттуда на поезде до Чизлхерста (Chislehurst). Пять минут пешком - и мы у входа в Чизлхерстские меловые пещеры, вырытые несколько тысяч лет назад. Экскурсия отправляется каждый час - мы пошли с группой ровно в 11 часов, получив в руки по одной керосиновой лампе на троих. Очень интересно и познавательно.
Вернувшись в Лондон, добрались до Вестминстерского пирса и сели на катамаран, идущий по Темзе до Гринвича. В пути нам даже что-то рассказывали про окрестные достопримечательности - бывшие доки и верфи.
На Темзе нас поразили приливы и отливы. Только что была высокая вода, под самой набережной - и вскоре уже она на несколько метров ниже, кругом отмели, по которым бродят чайки или лежит на боку какой-нибудь корабль.
Наконец, прибыли в Гринвич, поднялись на холм, сфотографировались на нулевом меридиане, посетили музей и расположенную чуть дальше Королевскую Обсерваторию (вход для всех бесплатный). Потом поспешили вниз - в Морской Музей, где пробыли до самого закрытия в 5 часов. Детей оттуда было не увести никак. В специальной игровой комнате они передавали что-то друг другу азбукой Морзе, выгружали краном какие-то тюки из качающейся на волнах лодки, чем-то стучали, грохотали, бурлили…
Вернувшись в Лондон, пошли в Национальную Галерею - она по средам открыта до 21 часа, вход бесплатный. Побродили по залам - приятный музей, небольшие уютные залы, шикарная подборка картин. Заставила детей постоять перед «Подсолнухами», запомнить если не картину, то хотя бы название, чтобы блеснуть при случае в приличной компании.
На обратном пути увидели вечернюю жизнь Лондона. Ничего так, живенько, не то что в Хельсинки. Удивили компактные толпы людей на улице - оказалось, что это посетители пабов. Они предпочитают пить пиво на улице, стоя.

День шестой. Четверг 11 октября.
Туманным утром, без десяти минут девять мне выдали ботинки для верховой езды и жокейку, я надела свои новенькие бриджи и села верхом на крупного гнедого мерина по имени Кристофер. Со мной занималась девушка по имени Эрика, родом с севера Швеции. Она на веревочке перевела нас с Крисом через оживленную дорогу, а в парке отцепила поводок, и дальше я ехала самостоятельно. По всему Гайд-парку специально для верховой езды проложены всепогодные дорожки. Уровень подготовки конника для прогулки годится абсолютно любой. Если человек сел на лошадь впервые в жизни - его будут вести в поводу всю дорогу, если умеет ездить - дадут и рысь и галоп. У меня было оговорено занятие с рысью, так что мы проехались по всем дорожкам парка, вдоль озера Серпентайн. Это было просто замечательно! Дети какое-то время бежали рядом, фотографировали, а потом отстали в тумане и вернулись в отель. Через час и я вернулась в отель, быстренько приняла душ, и мы пошли в музей Флеминга (который открыл пенициллин). Чтобы войти в музей, пришлось пройти через госпиталь, так что с бытом британских больниц мы тоже немного познакомились.
На 12.30 у нас была намечена экскурсия по каналам, мы чуть не опоздали, так как имели глупость спросить дорогу у полицейского. Он послал нас в другую сторону. С трудом мы нашли место начала экскурсии. Катание на «узкой лодке» по каналам произвело неизгладимое впечатление, возможно, самое сильное за всю поездку. Это нельзя объяснить, это надо увидеть самим. Жаль, что не довелось увидеть шлюзы на каналах. И еще жалею, что не успели посетить Музей каналов.
Экскурсия на лодке закончилась недалеко от входа в Зоопарк, куда мы сразу и пошли. С большим удовольствием я наблюдала, как резвятся звери в клетках и мои детки без клетки. Очень мило, не хотелось уходить. Впечатлили павильоны с бабочками, с ночными зверями, а также толпа выдр (штук 15) в просторном загончике - они устраивали такое шоу, что собрали возле себя почти всех посетителей.

День седьмой. Пятница 12 октября.
С утра пораньше от вокзала Паддингтон отправились на поезде до станции Слоу. Умилил плакат с надписью «Welcome to Slough» - дословно «Добро пожаловать в болото (или топь, трясину, депрессию, уныние, отчаяние)». Там пересели на поезд-подкидыш прямо до Виндзорского замка. В замке нам выдали довольно удобные аудиогиды (русскоязычные). Понравилось. К сожалению, королева отсутствовала (на мачте развевался британский флаг, а не личный флаг королевы). Опять повстречали свою группу и экскурсовода. Быстренько все осмотрели и вернулись в Лондон.
Следующий пункт - Natural History Museum (бесплатный). Жаль, что было мало времени - в таком музее надо зависать на весь день. С огромным трудом вытащила детей из экспозиции про человеческое тело (как обычно, там все можно было крутить, сгибать и пр.), и мы пошли в соседнее здание - Музей Науки. Для меня он был менее интересен, но детям очень понравился.
Вечером пошли в Британский музей. Много там всяких древностей, но в какую сторону ни пойдешь - придешь в сувенирный магазин. От музея осталось впечатление большой сувенирной лавки. Правда, настоящие индейские тотемные столбы огромной высоты и толщины здесь я увидела впервые.
Обратно поехали не на метро, а на автобусе, чтобы напоследок полюбоваться вечерним Лондоном с передних сидений второго этажа автобуса.

День восьмой, последний. Суббота 13 октября.
В 8 часов утра из окна наблюдала удивительную картину: по нашей улице промчался бодрой рысью длинный строй лошадей. Кони бежали по три в ряд, причем только на средней лошади был всадник, а боковые - без седел. Таких рядов было несколько десятков. Сначала все гнедые, затем - вороные Куда торопилась эта кавалькада - так и осталось для меня загадкой. Лошадей в Лондоне вообще много. Мы видели, как девочка лет двенадцати ехала в школу (!) верхом и вела другого коня в поводу – прямо по полосе движения машин. Здесь это нормально.
В 8.20 мы погрузились в автобус и отправились в аэропорт Хитроу. Питер встретил нас дождем и температурой +4. После довольно теплого и почти солнечного Лондона - как обухом по голове.  Вот и закончилось наше путешествие. Лондон нам ОЧЕНЬ понравился!

x_9f0b7b6b86
face-1

Пробег 24.08.13. Чемпионат Ленинградской области. Янино, "Исток"

oslia1AGzyA

Сезон 2013 года начался удачно - в конце мая в Ропше мы вполне прилично проехали сороковку, и я получила 2 разряд. Но затем сломался наш древний коневоз, и мы не смогли принять участие в пробегах в Москве и Спасске, а ведь целый год к ним готовились! Очень обидно. Но все же на ближние соревнования мы выбирались, нанимая коневозы из других конюшен. В июне съездили в Янино - в Исток. Теперь старты в Истоке на новом месте, это более удобно, чем было раньше. Именно здесь в перспективе планируются соревнования международного уровня.

Трасса оказалась довольно интересной, но запутанной, поэтому многие всадники (и мы тоже) заблудились в нескольких местах. Мне пришлось ехать на Грете, так как Пустельгу увезли на соревнования по конкуру. Второй конь от нашего клуба - Фристайл. Мы хорошо прошли оба этапа, но после финиша совершили тактическую ошибку - слишком поспешили на ветконтроль, в результате обе лошади были сняты по пульсу. Это нам серьезный урок на будущее - не гоняться за призами, а получше следить за состоянием лошади. Несмотря на неудачу, этот пробег стал для меня очень полезным - я вдруг почувствовала, что после 40 км уже не падаю без сил, а вполне могу проехать еще один этап. Похоже, пора начинать думать про более длинные дистанции. Но до этого еще далеко - пока что наши лошади к такому не готовы.

В конце августа в Истоке вновь проводились соревнования, и от нашего клуба стартовали 4 всадника на 44 км: Лена на Фристайле, Настя на Регламенте, Катя на Эльвире и я на Пустельге. Катя участвовала в соревнованиях впервые в жизни и ужасно хотела победить. Она буквально замучила нас одним и тем же вопросом - почему нельзя проехать маршрут быстрее 16 км в час? И наши объяснения ее совершенно не удовлетворили. В конце концов мы решили просто не обращать на нее внимание, чтобы не раздражаться.

На сороковку собралось 10 всадников, старт был одновременный. И буквально в это же время отправились на второй этап несколько восьмидесятников. Так что мы помчались по маршруту большой сплоченной группой. Надо отдать должное лошадям - они вели себя весьма пристойно: никто не лягался и не кусался, хотя на узких лесных дорожках мы ехали впритирку друг к другу. Хорошо, что мы оказались вместе с восьмидесятниками, которые уже изучили маршрут - не пришлось тратить драгоценное время на ориентирование и поиски нужных поворотов. Кроме того, толпой было легче преололевать сложные преграды типа канав с водой и страшных мостиков - кони даже не успевали толком понять, что именно они перескочили. Кстати, мне пришлось срочно восстанавливать давно забытые конкурные навыки - через многие канавы моя лошадь предпочитала перепрыгивать, а не перелезать вброд. Может, заняться снова конкуром? В одном особо скользком месте мы чуть не упали, но кое-как удержались - кобыла на ногах, а я в седле.

На десятом километре наши пути с восьмидесятниками разошлись - они уехали дальше, а мы повернули в обратный путь. Значительная часть маршрута проходила через лесопарк по идеально прямой и ровной каменистой аллее - на ней мы довольно сильно разгонялись, пожалуй, быстрее, чем следовало. Хорошо, что кони были подкованы (а мы еще сомневались - стоило ли ковать, ведь раньше в Истоке все маршруты были с мягким грунтом). Ну и дальше по полям кони также скакали с хорошей скоростью, благо земля успела немного подсохнуть после обильных дождей. Длина этапа в этот раз была не 20, а 22 км, об этом надо было помнить, чтобы не приехать слишком рано. На последнем километре мы попытались пошагать, но кони рвались к финишу, галопируя на месте. Так что успокоить их толком не удалось. После финиша, памятуя о прошлой неудаче, мы выждали до упора, и дружно вчетвером пошли на ветгейт на последних минутах. Благополучно прошли осмотр, допущены к второму этапу.

Стартовали теперь уже только вчетвером - остальные всадники уехали на 10-15 минут раньше. Из-за этого наша Катя очень возмущалась и требовала немедленно их догнать. Мы пытались объяснить ей, что у других лошадей и тренинг получше, и порода, поэтому они восстановились быстрее, но все тщетно. Катя оказалась занудой, и начала приставать к встречным всадникам с расспросами - далеко ли ускакали наши соперники. Никто не мог понять - зачем ей это надо.

Возле кольцевой дороги мы догнали одну из всадниц - ее лошадь наотрез отказалась переходить через глубокую каменистую канаву с водой. Пришлось задержаться, чтобы помочь ей с бродом. Дальше поехали уже впятером. Кони запомнили маршрут и на каменистой аллее радостно прибавляли темп. Мы решили их не сдерживать, так как хотелось узнать, какую скорость они сами выберут. Оказалось - около 35 км в час. На мой взгляд, это многовато, но у наших коней было свое мнение. Похоже, они твердо решили, что чем быстрее добегут до конца этапа, тем быстрее отправятся домой в родной табун на любимое пастбище.

На извилистых лесных тропинках приходилось сбавлять темп, но не намного. Так что не успели мы оглянуться, как оказались всего в нескольких сотнях метров от финиша, а времени прошло меньше часа! Наша попутчица сразу поехала на финиш (и заняла призовое место), чем сильно расстроила Катю. А мы спешились, ослабили подпруги, и оставшиеся 25 минут наши кони очень-очень медленно шагали, пощипывая травку. Затем мы сели верхом и финишировали неспешным фотогеничным галопчиком. Жаль только, что все фотографы в этот момент куда-то подевались. Впрочем, тренер засняла наш финиш на видео на свой мобильник - хоть что-то на память осталось.  Вновь отдыхали по максимуму и пошли сдаваться ветеринарам буквально на последних секундах. В результате все прошли контроль успешно, и все выполнили 2 разряд. Правда, Катя все равно осталась недовольна, так как разрядную книжку ей не дали прямо сразу в тот же день.

Мы с Пустельгой показали среднюю скорость 15.37 км/ч. И снова я почувствовала, что могу проехать еще кружок. А вот кобыла сильно устала - на ветконтроле даже отказывалась бегать, мне удалось заставить ее порысить лишь со второй попытки. Все-таки не стоило нам так сильно разгоняться. В следующий раз на скоростных участках буду ее придерживать. А вообще эти соревнования очень понравились, особенно работа судей и ветеринаров, приехавших из Москвы (и, кажется, Рязани). Ветеринары во главе со Смоленской-Суворовой вели себя очень вежливо и уважительно, подавая отличный пример нашим местным, частенько грубоватым и резким в высказываниях. А главный судья Андриевский сумел придать соревнованиям непривычную для нас солидность. Мы почувствовали, что это действительно серьезное мероприятие достаточно высокого уровня. Это было классно!

Мне пришлось уехать с коневозом, не дожидаясь награждения. Немного переживала за состояние Пустельги, но вполне успокоилась, когда увидела, каким бодрым галопом она помчалась к табуну на пастбище. Похоже, не так уж сильно она утомилась. Это замечательно. Вот только жаль, что лето и отпуск закончились, и в новых пробегах я смогу участвовать, наверное, лишь в следующем году.

ob8l9yhNC1M
dYBXuXWjw5QFYeXtRdeBzgnXUDJjaEJxgJVzQQC5frrUdWswi54HBxw

3i0amIAVRCs

Калмыкия - 2013

Вот и отправились мы в новую экспедицию. В первую смену набралось 12 человек, и еще семеро - во вторую. Вечером 13 апреля 2 преподавателя и 10 студентов (7 девушек и 3 парня) выехали из Питера в Астрахань, заняв в вагоне все полки своим багажом. Рядом с нами путешествовала очаровательная кошка. Ее сразу выпустили из переноски на полку, привязав на поводок. И она совершенно спокойно ехала до самого Мичуринска, никому не докучая. В Астрахань приехали 15 апреля утром, быстро перетаскали вещи на автовокзал и купили билеты на таганрогский автобус. Вскоре открылись магазины, и мы пробежались по ним - закупили хлеб, масло, картофель, капусту, морковь и еще всякую мелочь типа кухонных ножей.
В 12 часов погрузились в автобус и без приключений доехали до Хулхуты. А там нас уже встречали две машины из заповедника: шестиместный Фермер с открытым кузовом (в кузов поместился практически весь наш багаж) и 10-местная буханка. С комфортом поехали дальше. По пути встретили табун лошадей - сфотографировали их и заодно взяли пробы навоза для изучения микрофауны кишечника.
На кордон приехали около 5 часов вечера, сразу поставили несколько палаток. Предстояли очень холодные ночи с заморозками. Мы все были готовы жить в палатках, так как прошлогодний наш домик закрыт на ремонт (на нем пока вообще нет крыши), а остальные помещения перенаселены - в них живут и сотрудники заповедника, и строители. Но сотрудники заповедника по доброте душевной умудрились уплотниться до предела и уступили нам на время холодов одну комнату, где смогла уместиться вся женская половина (8 человек) нашей группы. Мужчины расположились в палатках.
Вечер прошел довольно насыщенно. Первым делом наши девушки совершили благое дело - спасли жизнь несчастному барашку, провалившемуся в заброшенный колодец. Они совершенно случайно услышали слабое блеяние, так что барашку здорово повезло. Затем оказалось, что заправленный специально для нас газовый баллон нельзя подключить к плитке - кто-то когда-то срезал с плиты редуктор, и раздобыть новый весьма проблематично. Пришлось нам пока пользоваться чужим газом и чужой плитой. Забегая вперед, скажу, что мы и дальше не делили газ на «свой» и «чужой», а использовали тот, что был в наличии.
После ужина был мощный инструктаж по технике безопасности, а затем веселые посиделки в большой компании. Спать легли довольно поздно.
16.04.13. Вторник. Ночь была холодная, низинки в степи и наши палатки покрылись инеем. Некоторые из обитателей палаток подмерзли, да и в доме оказалось не особо жарко. Мы надеялись, что к полудню потеплеет, но сильный холодный ветер свел на нет усилия солнца. Пришлось немного протопить печку в доме, чтобы совсем не замерзнуть.
Позавтракали довольно поздно, потом студенты распределились в 3 группы, вооружились копалками, навигаторами и отправились на восток, север и запад собирать гербарии. А наш неутомимый преподаватель-орнитолог с раннего утра и до вечера (с небольшими перерывами на завтрак и обед) изучал окрестную степь, и сразу же нашел очень много интересного. У инспекторов очень строгий начальник смены – он требует, чтобы студенты ходили по страшной и опасной степи только в сопровождении охранников, поэтому нас постоянно сопровождает один из инспекторов. Некоторые из них настолько привыкли ездить везде на машинах, что с трудом ходят в наши многокилометровые маршруты.
После обеда студенты разбирали гербарии, потом несколько энтузиастов снова ушли в степь и нашли много костей разных зверей. Все эти животные были съедены волками и хищными птицами.
Вечером погода благоприятствовала мобильной связи - удалось не только поговорить по телефону, но и зайти в Интернет, проверить почту и посетить социальные сети (модем Билайн рулит!).
Сотрудники заповедника здорово озабочены вестью о скором приезде каких-то иностранных гостей, их тоже надо будет где-то поселить. В принципе, мы вполне можем перебраться в дом, который ремонтируют, ведь потолок уже настелен, а дождя в ближайшее время не предвидится - можно и без крыши пожить.
Вечером у нас было интересное практическое занятие на тему «Фиксация и сбор жуков в полевых условиях». Впечатляюще. У сотрудников заповедника удалось раздобыть книжечку «Дикорастущие растения Калмыкии». У нас есть несколько дней на изучение, рисование и пересъемку этого бесценного издания.
Все улеглись спать задолго до отключения электричества.
17.04.13. Среда. Утром к холоду и пронизывающему ветру добавилась облачность. Так что теперь солнца почти не видно. Еще до рассвета двое наших уехали с инспекторами на наблюдения в степь. Остальные потихоньку проснулись часам к восьми. Позавтракали геркулесовой кашей и яблоками. Плюс еще пастухи угостили нас яичницей. Без большого энтузиазма две группы выдвинулись в степь на сбор гербариев. Повариха Женя привезла редуктор для газового баллона и обнаружила, что исчезла сама плитка. Нашли с трудом - кто-то ее убрал, чтоб не мешалась. Теперь у нас есть дополнительная газовая плита.
К обеду вернулись совершенно замороженные сборщики гербариев. С трудом оттаяли и заявили, что больше не высунут нос на улицу. Но после того, как была затоплена печка, и в доме стало жарко, как в бане, многие снова отправились в степь что-нибудь понаблюдать и заодно слегка охладиться.
Вечер прошел в теплой дружественной атмосфере.
18.04.13. Четверг. Утром был зарез баранов, мы взяли пробы из рубца, а еще нам подарили кусочек мяса, из которого был сварен вкусный суп на обед. На завтрак мы съели геркулесовую кашу с маслом и кусочком сыра. Затем парни начали готовить баню, а девушки и преподаватели отправились в степь на юго-восток примерно на 4 км от кордона. По дороге встретили лису, зайца, суслика и поймали желтобрюхого полоза. На обратном пути сделали трансекту. Вернулись, пообедали и все по очереди сходили в баню. Поставили еще пару палаток - погода немного теплеет, можно уже перебираться жить в палатки и освободить любезно одолженное жилье. Оказалось, что некоторые студенты успели подгореть на солнце – усердно мажутся Пантенолом.
19.04.13. Пятница. Погода снова испортилась - холодно, ветрено, пасмурно. Всего один день вчера теплый и выдался. Утром все пошли на последнюю незаросшую дюну (местное название бархана) учиться ловить змею. Наш полоз стал совсем ручным и никуда не убегал, так что ловить его оказалось легко. Затем все выдвинулись на юг к джузгуннику (около 4 км), на обратном пути сделали трансекту. Поймали небольшую серую змею, вероятно, молодую ящеричную, видели большого желтобрюхого полоза. Джузгун еще не цветет, проверили прошлогоднее гнездо орла – жилое. Вернулись часам к трем. Съели полный казан супа из баранины с чечевицей и картошкой. Чечевичная похлебка вообще здесь очень хорошо идет. После обеда сделали генеральную уборку в кухне и маленькой комнате в ремонтируемом доме. Народ переселился в палатки, а экспедиционное оборудование и часть сумок отнесли в строящийся дом. Там в предбаннике поставили по кругу кресло, диван, тахту, стол с лавкой, на гвоздик повесили гитару. Получилось отличное место для посиделок, жалко только, что без отопления. Весь вечер играли на гитаре.
20.04.13. Суббота. Ночь выдалась холодная, но все же не так, как раньше, всего около +8 градусов. Большинство обитателей палаток практически не замерзли. Над домом строители возвели обрешетку для крыши, а к вечеру даже зашили один торец металлическими листами. Дом становится все более герметичным.
Утром мы собирались идти картировать ближний участок, но инспекторы не разрешили удаляться от кордона – у них пересменка, и некому за нами присматривать. Поэтому после завтрака народ расползся по палаткам и ничего не делал. Наш орнитолог с утра прошелся «по птицам», затем лег досыпать. Для отдыха он облюбовал тахту и очень доволен.
Днем приехала новая смена инспекторов, и мы можем, наконец, отправляться в степь. Около четырех часов вечера мы все пошли на юго-восток проверить прошлогодние находки. Осмотрели волчью нору и участок на дюне. Это самый первый из заложенных нами участков, большинство колышков на месте. А нора уже не жилая, но все равно впечатляет. На обратном пути устроили фотосессию с тюльпанами и ирисами.
На кордон приехали иностранные экотуристы, один из них англичанин-журналист Стюарт. Он очень любит природу, особенно птиц, хорошо говорит по-русски (уже несколько лет работает в Москве). Прошлый день экотуристы провели на озере Маныч-Гудило, видели много интересного, а завтра собираются поездить по степи, посмотреть сайгаков. Договорились, что с ними поедут несколько наших студентов. Вечером Стюарт участвовал в наших посиделках, ему задавали кучу вопросов, и он тоже нас обо всем расспрашивал. Играли на гитаре и пели. Было очень душевно.
21.04.13. Воскресенье. На рассвете экотуристы и шестеро наших студентов умчались в степь. Остальные спали, кто сколько смог. На завтрак сварили гречневую кашу с тушенкой - в отличие от овсянки это блюдо может долго ждать своих растянувшихся едоков, и при этом становится только лучше. Около 10 часов вернулась машина с туристами. Все очень довольные – видели сайгаков, волка, танцующих журавлей, орла и его гнездо с яйцами. Удачная получилась поездка. Вскоре Стюарт с компанией уехали дальше по своему туристическому маршруту, а мы пообедали и отправились в степь. Большинство занялись картированием и укосами на 3 участке, невзирая на накрапывающий дождик. Трое наших уехали с инспекторами, посетили горящий источник, видели сайгаков, двух лис, сколопендру, скопление грифов и сипов. Как и предыдущие экскурсанты, получили огромное удовольствие от поездки. Так что теперь все участники экспедиции проехались по степи и повидали сайгаков.
Вечером разобрали и взвесили укосы, перебрали гербарий. Затем вновь гитара и песни. Если в начале нашей экспедиции почти никто не играл на гитаре, то теперь на нее уже выстроилась очередь.
22.04.13. Понедельник. Погода на вид не лучше, чем вчера, но все же как-то стало потеплее. Позавтракали овсяной кашей, подъели паштеты и все вкусности, какие оставались. Около 11 часов отправились на северо-восток на трансекту. Встретили двух змей, гнездо курганника на одиноком джузгуне, в гнезде 5 яиц. А еще спугнули серого зверя, больше всего похожего на косулю. Или это заяц-русак гигантского размера, или это шакал с длинными ногами и гордо поднятой шеей, или и вправду заблудившийся олень из дальних лесов.
После полудня восточный ветер сменился на северо-западный. Поднялась туча пыли и песка, на небе тоже сгустились тучи. Возможно, грядет серьезный дождь. Очень бы не хотелось, но против погоды мы бессильны. Палатки быстро забились песком, все начали потихоньку перетаскивать вещи в предбанник и обескрышенную комнату.
Постепенно народ затосковал без вкусностей и, не дожидаясь ужина, принялся жевать хлеб с шпротами и сгущенкой.
Вечером приехали два научных сотрудника из Москвы. Один - знаток местной флоры и фауны, он очень помог с идентификацией некоторых растений. Второй - молодой герпетолог. Он страшно обрадовался нашим змеям, обмерил их и сообщил, что полоз - мальчик, а ящеричная змея - девочка из прошлогоднего выводка. Посоветовал покормить ее ящуркой. Москвичи приехали только на ночевку, а с утра собирались ехать дальше в степь.
Вечером зарядил сильный дождь и лил всю ночь. В палатке остался только один самый стойкий студент, остальные расползлись, кто куда, в основном в предбанник. Двое спали на тахте, двое на кресле и диване, один на полке в бане, остальные на полу. Несмотря на экстремальные удобства, все выспались, никто не замерз и не вымок.
23.04.13. Вторник. Утром дождь закончился. Пасмурно. Сильный ветер подсушил глину, но все равно на обувь налипает толстый слой грязи. В комнате немного залило пол, но вещи были прикрыты полиэтиленом, так что ничего не намокло. На завтрак – гречка с тушенкой. Один из наших поехал с инспекторами в магазин с кучей заказов и денег. Значит, к обеду будут вкусности.
Решили затопить баню, так как делать в такую погоду больше нечего. Приехал из магазина гонец с едой – теперь все радостно что-то жуют. Помылись в бане.
Небо прояснилось, грязь подсохла, но еще похолодало. Народ расползся по вагончикам и жилым комнатам. Только один из наших мужчин упорно живет в палатке и уверяет, что чувствует себя вполне комфортно. Ночь была лунная, температура +6 С.
24.04.13. Среда. С утра по степи пронесся слух, что к нам едет директор заповедника. На всякий случай прибрались, пораньше поели и умылись. Погода пасмурная, накрапывает дождь. Неясно, есть ли смысл выходить в степь – вдруг дождь усилится. Около 11 часов приехала машина с сотрудниками заповедника (но без директора), они привезли новый баллон с газом (наш вчера закончился). Повариха начала готовить боурсаки (калмыки называют их «борцики»), мы вложились мукой и подсолнечным маслом, значит, и нам что-то перепадет.
Вскоре приехал директор, выпил чаю и повез нас всех на экскурсию в степь. Нам удалось увидеть несколько небольших стад по 70-80 голов и одно огромное - около 3000 голов. Все были очень впечатлены. Еще видели стаю серых журавлей, первый раз за эту весну. Вернулись на кордон около полтретьего. Директор пообещал приехать в первых числах мая и умчался дальше в степь – проверять какой-то дальний заказник. А мы пообедали и стали готовиться к пересменке – собирать вещи, распиханные по углам от дождя. Дом уже на две трети покрыли шифером, так что затопление больше не грозит. Правда, вещи все равно накрываем полиэтиленом, потому что в потолке широкие щели, сверху строители работают – всякий мусор сыпется.
На ужин сварили картофельное пюре, да с зеленым горошком, да со шпротами – шикарно поели.
Вечером собрались вместе с инспекторами в нашей гостиной (т.е. предбаннике), на шести квадратных метрах чудом уместились 20 человек, причем довольно-таки с комфортом – во всяком случае, никто не стоял. У одного из инспекторов день рождения плюс наша отвальная, отметили все сразу. Стол был скромный – лимонад, кое-что покрепче, печенье и паштет. Но посидели славно, многие сказали хорошие тосты, затем спели под гитару и потанцевали под автомагнитолу.
25.04.13. Четверг. День отъезда первой смены. После завтрака (овсянка с изюмом) было общее собрание с раздачей ценных указаний, ж/д билетов, суточных и сухого пайка (по одному вареному яйцу). По-прежнему холодно. Ночью прошел дождь, но с утра выглянуло солнце, и ветер еще усилился, так что дорога вполне прилично подсохла. К 11 часам подъехал старший научный сотрудник заповедника Хонгор, к нему в «буханку» загрузили все вещи и нескольких студентов. Остальные сели в машину инспекторов. Уехали. На кордоне из всей экспедиции остались только преподаватели. Сложили три покосившиеся на бешеном ветру палатки, две еще держатся. Прибрали в доме к приезду новой смены, попили чаю с печеньем. Солнце светит все ярче, тучек немного, но ветер такой, что буквально валит с ног.
Полпятого на кордон приехал на своем чудесном грузовике известный  фотограф и блоггер Игорь Шпиленок ( shpilenok). У него машина так здорово оборудована, что в ней можно жить и путешествовать годами, что он и делает. Правда звук мотора у нее страшноватый, ни с чем не перепутаешь, но главное – едет и везет.
Полшестого прибыли машины с новыми студентами – девушек столько же, а вот молодой человек у нас теперь только один. Придется ему работать за троих.
Заселились в дом (крыша полностью накрыта, но над стенами огромные щели). После ужина студенты собрались в «гостиной» или «конференц-холле» (еще не решили, как теперь будем называть наш предбанник), пообщались с Шпиленком (он живо интересовался нашими наблюдениями), с преподавателями, со змеями и с зеленой жабой. Наш полоз сперва был совсем замерзший и малоподвижный, а затем отогрелся на груди у студенток и начал суетиться, подозрительно принюхиваясь к другим нашим питомцам (жабе и ящеричной змейке). Пришлось снова спрятать его в мешок.
На ночь устроились: двое в гостиной на тахте (как солидно звучит), остальные в комнате на матрасах и пенках. Конечно, не жарко, но хотя бы не мокро.
26.04.13. Пятница. Утром на кордоне обнаружились еще двое гостей - Игорь и Света Ищенко из Благовещенска. Они занимаются профессиональной фото- и видеосъемкой природы, делают очень приличные фильмы и короткие видеосюжеты. Около 9 часов все фотографы и двое наших экспедиционников поехали с Хонгором в степь. Остальные неспешно поели гречку с тушенкой и в 10 часов устроили собрание с инструктажем по технике безопасности (уехавшие прослушали его раньше). Затем разделились на 2 группы и пошли на юг и на восток собирать гербарии. К полпервому, не сговариваясь, одновременно вернулись на кордон обе пеших группы и машина Хонгора. Ветер стал еще злее, пройти по кордону удается с огромным трудом - валит с ног, хлещет песком. В доме холодно, в щели страшно дует, решили поставить прямо в доме палатки – одна поместилась в маленькой комнате, две – в большой. Все палатки потрепаны штормовым ветром, но честно держат форму. Внутри настелили матрасы, спальники. Всем стало тепло и уютно. Ночью в двухпалаточной комнате случился переполох – какой-то зверь пролез через дыру в стене, прыгнул на палатку и стал ломиться внутрь, всех напугав. Оказалось - кошка. Она пристрастилась спать в палатках и сумела найти их даже в запертом доме.
Вечером Игорь и Света показали нам несколько коротких фильмов, которые они снимали про свою Амурскую область. Нам очень понравилось. Их студия называется «Скарабей».
27.04.13. Суббота. Утро порадовало солнцем и совсем слабым ветром, хотя и холодным. Позавтракав, отправились на 1-й участок (2,3 км на юго-запад). С трудом нашли площадку - только при помощи навигатора. В прошлом году здесь был голый песок, бархан с классическими волнами, а теперь абсолютно все заросло, трава выше колен (преимущественно дескурейния). Сохранились два столбика по углам площадки, остальные пришлось ставить новые. Картирование и укосы дались с трудом. До обеда успели сделать половину работы, сходили, поели, вернулись и закончили все уже на закате солнца. Обработку укосов вели почти до полуночи, под конец уже при фонариках.
Днем на кордон прибежали 7 лошадей на водопой. Они подождали, пока от корыт отойдут люди, овцы и козы, и попили. Потом немного попаслись поблизости (спасибо им за отличные пробы тепленького навоза для изучения инфузорий). А затем кони галопом ускакали обратно на юго-восток.
Пятеро студенток-второкурсниц поехали на машине на ночные наблюдения в степь. Взяли одну палатку, немного воды и еды. Вернулись утром усталые, но довольные. Когда мы спросили, каких зверей удалось увидеть и услышать, ответили, что в основном слышали Хонгора с гитарой.
28.04.13. Воскресенье. Выходной. Всем предложено отдыхать или заниматься индивидуальными работами. Кто-то спит, кто-то поет, кто-то измеряет штангенциркулем голубиные яйца и выдувает из них содержимое – три гнезда нашли на крыше, когда ее еще строили. Сторож затопил баню – все помылись. Хонгор затеял крупномасштабную стрижку овец – в овчарню притащили движок, стригут электрической машинкой. Все желающие студенты тоже попробовали свои силы в стрижке овец.
Погода потрясающая – после ветров, туч и холодов вдруг стало ясно, жарко и безветренно. Все переоделись, наконец, в легкие одежки.
Посмотрели несколько фильмов на нетбуке, а затем все по очереди побродили в Интернете. Ближе к вечеру нетбук был выставлен на солнце на пару часов (у него в крышке солнечная батарея), но зарядился всего на несколько процентов. Наверное, надо попробовать заряжать его в самый полдень и без защитной пленки на крышке.
Вечером Игорь и Света показали еще несколько своих чудесных фильмов. Шпиленок уехал на ночь на артезиан, где сделал изумительные фотографии сайгаков и волков на водопое при свете луны (http://shpilenok.livejournal.com/184403.html).
29.04.13. Понедельник. Встали и позавтракали рано, в 8.20 выдвинулись на 2-й участок (2 км на юго-восток). По пути посмотрели волчью нору, поймали песчаного удавчика с укороченным хвостом (кто-то когда-то откусил), вспугнули зайца совсем близко. Ударными темпами сделали укосы и картирование, попутно нашли бронзовый наконечник стрелы (предположительно, сарматский из захоронений трехтысячелетней давности). На обратном пути нашли браконьерский череп сайгака с отпиленными рогами, два заячьих черепа, живую жабу, двух сольпуг (фаланг) и несколько муравьиных львов, которые усердно кидались песком.
После обеда (чечевичная похлебка) устроили сиесту, а в 5 часов снова пошли в степь на северо-запад делать трансекту. Нашли череп степного хорька. Вернулись в начале восьмого, поужинали, разобрали и взвесили укосы. На овцах нашли и сняли несколько клещей – всех (клещей) собрали в коллекцию. Вечером на кордон опять прибегали кони, попили и убежали на юго-восток.
30.04.13. Вторник. Собирались выйти в степь очень рано, но подул холодный восточный ветер, и мы решили немного подождать, пока потеплеет. Так что вышли в 9.20. Отправились на северо-запад на 4-й участок (последний в этом году). До обеда успели все закартировать и снять укосы. Совсем рядом с участком нашли старые волчьи норы и лисий череп. На обратном пути встретили желтобрюхого полоза, несколько ящурок, очень красивый розовый цветок типа герберы. На кордоне попытались найти чесночниц в старом колодце, но безуспешно.
Неожиданно заглючил нетбук – только начинает включаться и сразу же перезагружается. Наверное, поймал вирус с чужого винчестера. Так что мы теперь без кино. Второй нетбук честно работает, но у него батарея быстро садится. Хорошо, что через него можно проверять почту.
01.05.13. Среда. С утра было холодно и туманно, но к полудню стало жарко. Удалось поймать еще одну змею - песчаного удавчика. В честь праздника был зарез овцы – удалось взять пробу из рубца на инфузорий. Днем приехал Шпиленок и рассказал захватывающую детективную историю о ловле браконьеров.
На кордон постепенно съезжаются машины с новой сменой инспекторов. Они устроились и начали готовить шашлык, а мы нажарили рыбы, сварили полную кастрюлю картошки и напекли безумное количество блинов (на это ушло несколько часов). Вечером накрыли большой стол на улице, над ним повесили наши замечательные люстры на батарейках. Стол буквально ломился от вкусной еды и разнообразных напитков. Сначала вся дружная празднующая компания состояла более чем из 25 человек, но постепенно некоторые расходились спать. Поднялся холодный ветер, и оставшиеся перебрались в нашу гостиную, еще немного попраздновали и тоже разошлись – завтра всем рано вставать. Молодцы наши дежурные – все прибрали, вымыли посуду и лишь затем легли.
02.05.13. Четверг. Подъем рано, сборы в дорогу. Предстоит путешествие на озеро Маныч. Сначала должны были поехать только 2-3 человека (орнитологи), но затем пронесся слух, что поедут все. Так что на всякий случай сложили все спальники и пенки. Расспросили насчет условий жизни на Маныче - нам сказали, что там на кордоне есть дом с газовой плитой и посудой. В доме две комнаты - в одной три кровати, в другой можно двух-трех человек устроить на полу. Ну мы и взяли только две палатки на тех, кто в доме не поместится. Спросили, надо ли брать воду и еду, нам сказали, что там все есть, нас встретят, надо только купить хлеб по дороге.
Около полдесятого прибыло начальство и дало команду выезжать. Мы погрузились в 10-местную УАЗ-буханку и в 9.50 выехали. Как оказалось, в дороге совершенно не была запланирована остановка на обед. Мы это поняли окончательно через 200 с лишним километров, когда проехали Элисту. Только в Приютном остановились у магазина, когда было уже около трех часов дня. Купили 10 буханок хлеба, несколько кусочков сыра (здесь его нарезают странными плоскими ломтями), козинаки из семечек подсолнечника (потрясающе дешевые и вкусные) и на всякий случай 5-литровую бутыль с водой.
После Приютного мы съехали с асфальтированного шоссе на грунтовую дорогу и по ней ехали по степи еще пару часов. Здесь уже чернозем, больше осадков, у степи совсем другой вид – все зеленеет, трава густая, много скота, поля с озимой пшеницей, яровым ячменем, под парами. Приехали на кордон – домик-развалюха в совхозном поселке. Посмотрели на спидометр - мы проехали уже 333,3 км.
Оказалось, что нас никто не ждал, еды никакой нет, но мы понадеялись что-то приготовить в домике. Полтора часа просидели на жаркой пыльной улице перед запертым домом, ждали машину с начальством. Наконец, подъехал директор, а с ним еще джип с московскими гостями. Вместо того, чтобы перевести дух и дать нам приготовить еду на кордоне, нас срочно погрузили снова в машину, провезли еще около 30 км и высадили на берегу Маныча, в чистом поле. И вот здесь оказалось, что готовить нечего и не на чем, и на 10 человек есть только 2 трехместные палатки. На ужин пришлось жевать хлеб с остатками воды. К счастью, подъехал местный инспектор Виктор Григорьевич и пообещал на завтрак сварить на всех и привезти какую-нибудь кашу, а на обед пригласил всех десятерых к себе в дом. Так что теперь мы не пропадем. Семеро студентов уместились в своих палатках, один - на свободном месте в палатке москвичей, остальные легли в машине. Ночь прошла спокойно.
03.05.13. Пятница. Утром приехал Виктор Григорьевич с гречневой кашей и моторной лодкой. Поели, затем стали готовиться к водному путешествию. Москвичи и наши мужчины помогли спустить лодку на воду - это оказалось очень нелегким делом. Ну и москвичи первыми поехали на острова смотреть на птиц. Вернулись через час-полтора очень довольные. Особенно всех поразили скопища гнезд бакланов с яйцами и птенцами. Затем поехала наша группа, и тоже все вернулись очень впечатленные и довольные увиденным. Ко времени их возвращения москвичи уже умчались в Элисту, так что грузить катер на прицеп пришлось малыми силами. Несколько раз рвался трос, но затем лодку все-таки удалось вытащить на берег и затолкать на прицеп. Все вместе поехали в гости к Виктору Григорьевичу. Его жена уже приготовила на обед суп из баранины. Еще нас угостили потрясающе вкусной домашней наливкой и домашними соленьями. А затем мы двинулись в обратный путь.
Проезжая Элисту, завернули к Великому Хурулу. Побродили внутри и снаружи, покрутили барабаны. Умиротворились, слегка передохнули и поехали дальше почти без остановок. Только хлеб и лимонад прикупили по дороге. Вернулись на свой кордон уже в темноте, общий пробег составил 740 км. К нашему приезду сторож Петя приготовил баньку, все помылись. Чуть раньше на кордон приехали москвичи, так что мы снова с ними встретились.
04.05.13. Суббота. С утра студенты разделились на две группы и выдвинулись на трансекты на север и юго-запад. Вернулись к обеду. Из степи принесли подраненную пустельгу, у нее повреждено крыло. Вероятно, ее стукнуло бампером машины. Похоже, она уже несколько дней бродила по земле и ела жуков-навозников и чернотелок (отрыгнула целую кучу черных хитиновых покровов). Для птички соорудили насест в коридоре, предложили пинцетом сочные куски ящерицы, но их она с негодованием отвергла. На насесте тоже сидеть не захотела - упорно слетает на пол. Тогда мы поймали несколько навозников и тоже выпустили на пол. Пустельга резво начала их хватать (сразу по два – двумя лапами) и радостно хрумкать. Похоже, с аппетитом у нее все в порядке.
Из степи приехали москвичи, рассказали, что видели свежий труп сайгака. Договорились, что туда отвезут одного из наших - попытается взять содержимое из рубца на эндобионтную фауну. Будем надеяться, что проба будет удачной.
Сегодня опять топят баню - для тех, кто не успел помыться вчера, а также для стирки.
После обеда студенты ушли в степь делать последние две трансекты - на восток и на северо-запад. Затем нам останется только добрать что-то свежезацветшее в гербарий и взвесить подсушенные укосы, а все запланированные полевые работы будут закончены.
Вечером уехали москвичи, а вскоре нам привезли пробы из рубца сайгака - зафиксировали часть в формалине (для микроскопических исследований), часть в спирте (для секвенирования ДНК). Трудно сейчас сказать, сохранились ли инфузории в содержимом рубца, ведь труп пролежал около суток, а эндобионтные инфузории очень быстро погибают при охлаждении. Только в лаборатории можно будет это узнать.
Поздно вечером сходили в степь в восточном направлении в поисках каких-нибудь ночных животных, например, ежиков. Ежа не нашли, но видели зайцев и песчанку.
05.05.13. Воскресенье. Утром жарко, но сильный порывистый восточный ветер поднимает тучи песка и пыли. Так что на улице довольно-таки некомфортно. Наша птичка с удовольствием съела ящурку и несколько навозников.
Все встали поздно, отдыхают - воскресенье и Пасха. Накрасили яиц, угостили всех и сами поели. После обеда ветер немного утих, и несколько человек пошли искать маки для гербария - вроде, их видели к северу от кордона. К сожалению, маков не нашли, наверное, они уже отцвели.
06.05.13. Понедельник. После завтрака все отправились на машине в степь искать и наблюдать сайгаков. Шпиленок на своем приметном грузовике двинулся следом. Вернулись в третьем часу пополудни, близко сайгаков увидеть не удалось -только посмотрели на них в подзорную трубу с одной из наблюдательных вышек. Поймали большого желтобрюхого полоза, сфотографируем его и отпустим обратно в степь, как и других ранее пойманных нами змей. Температура в тени +36.6.
К 5 часам сгустились тучи, загрохотал гром. Мы быстро убрали все вещи в дом. На одном из спальных мешков нашли резво бегающего клеща дермацентора (в спирт его). Но вроде бы никто не покусан. Дождь поливал короткими зарядами всю ночь, но к утру все подсохло, словно и не было грозы.
Вечером приехали очередные москвичи - в прошлом году они снимали фильм про сайгаков. Показали нам этот фильм - хорошо получилось.
07.05.13. Вторник. День отъезда. Жарко и ветрено. С раннего утра упаковываем вещи, складываем палатки, прибираемся в доме. Пустельга остается на попечении инспекторов, а затем она отправится в живой уголок при детском садике в одном из местных калмыцких поселков. С собой забираем двух жаб, одну змею и несколько мелких личинок саранчовых. Остальную живность отпускаем в степь. Спешно перекидываем на нетбук фильмы про заповедник, фотографии и другие файлы. Специально для этого запустили генератор. Непривычно видеть горящие лампы при свете дня. Около 11 часов приехал директор - он ждет прибытия бригады установщиков ветряка. Говорят, уже сегодня на кордоне будет круглосуточное электричество, а завтра привезут холодильник. Но мы этого уже не увидим, разве что через год.
Грузимся на две машины, сердечно прощаемся со всеми, кто остается на кордоне, и уезжаем в Хулхуту. По пути увидели очень близко небольшое стадо сайгаков. Еще видели пару орлов, табунчик лошадей. Пофотографировали всех напоследок.
В Хулхуте, как обычно, сначала посетили воинский мемориал, поправили унесенные ветром венки. Подивились на стоящий поблизости камень с мемориальной надписью «Карлу Максимовичу Бэру от благодарных жителей Хулхуты», выяснили, что эти места исторически называются «Бэровы бугры». Затем попили чаю с пирожками в местном кафе. Здесь из телевизионных новостей узнали, что только что под Яшкулем потерпел аварию автобус, который вроде бы шел из Элисты в сторону Астрахани. Стали срочно звонить в Элисту на автовокзал, там ответили, что ничего такого не знают, а наш ставропольский автобус идет по расписанию. Мы успокоились и стали его ждать. В 16 часов подъехал автобус, мы успешно поместились в нем, забив вещами весь багажный отсек. Нам даже удалось получить билеты, так что мы сможем отчитаться перед бухгалтерией за этот проезд (редкая удача).
В Астрахани нас встретила чудесная погода - тепло, солнечно, почти нет ветра. До поезда еще четыре часа. Преподаватели остались на вокзале караулить вещи, а студенты отправились знакомиться с городом. Вечером погрузились на поезд и поехали в Санкт-Петербург. В вагоне оказалось необычайно мало пассажиров, вероятно, еще подсядут в Саратове. А пока едем в тишине и комфорте.
Жабам периодически устраиваем водные процедуры. Чтобы не шокировать пассажиров, решили жаб называть «ушами». А если они вдруг запоют, то выдать их кваканье за человеческий храп. И теперь разговор звучит так: «Уши помыли? Да, они в порядке. Сегодня ночью не храпели? Нет». Надеюсь, нам не придется говорить; «Кто видел наш шланг? Его почему-то нет в мешке!».
Ночь прошла тихо и спокойно.
08.05.13. Среда. Утром постарались умыться и сделать все важные дела до Саратова и были правы. В Саратове вагон заполнился многочисленными детьми и их сопровождающими, все огласилось писком, визгом, смехом. Группа юных танцоров едет в наш славный город. О покое можно забыть. Зато пение наших студентов под гитару и без никому не мешает. Наш проводник оказался бывшим гитаристом (солистом в ВИА!), в редкие свободные минуты он услаждает наш слух замечательным исполнением песен Высоцкого.
09.05.13. Четверг. Родные края встречают дождем. Но на погоду не обращаем внимания, ведь мы снова в Питере. Вот и закончилась экспедиция, но скоро мы начнем готовиться к следующей.
Фотки:

Пробег в Ропше 25.05.13

3YAH4B7FKiY
Осенью прошлого года мы благополучно завершили сезон пробегов - 2012. До глубоких снегов продолжали ездить верхом, хотя и не так интенсивно, как летом. Но вот наступило время гололеда, и тренировки на лошадях пришлось прекратить. Для поддержания спортивной формы очень полезными оказались регулярные походы в тренажерный зал - бег, плавание. А затем я уехала в экспедицию, откуда вернулась лишь в начале мая. До ближайших пробегов оставалось всего две недели, и надо было срочно к ним готовиться. В этом сезоне будем ездить сороковки – на большее пока не рассчитываем.

Так получилось, что Пустельгу, на которой в прошлом году я довольно успешно выступала, нынче готовят к конкуру и троеборью. На ней постоянно ездит опытный всадник, а мне эту лошадь «выдают» только на день пробега. Ну а я занимаюсь на других лошадях, стараюсь отрабатывать каждый день по две. Обе - кобылы. Одна из них - гнедая Эльвира, она пробежала в прошлом году в Спасске-Рязанском на третий разряд. Другая - стройная серая матка с жеребенком. Жеребенок сначала был недоволен, что его мама бегает по манежу с какой-то теткой на спине, и пытался меня боднуть, пнуть или спихнуть. Но потом привык, втянулся в тренировки и стал с удовольствием бегать в смене и прыгать через жердочки.

Наконец, подошло время соревнований. В пятницу вечером мы - пятеро членов одного клуба - приехали в Ропшу в «КСК Ковчег» на мандатную комиссию, зарегистрировались на сороковку и попытались осознать маршрут. Хотя мы уже скакали по этим полям полгода назад, но многое подзабыли. Ладно, разберемся на месте.

Суббота, утро. Стартуем «с колес». Коней приходится доставлять на место состязаний в два приема (коневоз берет не больше трех сразу). Первыми приехали Пустельга и Фристайл, в ожидании других они мирно пасутся на поле. Лошадей держим по очереди, завтракаем бутербродами и горячим чаем из термоса, переодеваемся, нацепляем на себя номера. У меня счастливый номер 7. Подъехали остальные, дружно идем на ветконтроль. У Пустельги все показатели отличные, остальные тоже допущены, можно спокойно седлаться. И вот, наконец, старт. Вчетвером бодро скачем по полю, а Фристайл уперся и не спешит нас догонять. Пришлось его всаднице спешиться и провести коня немного в поводу. Тогда только он согласился скакать дальше, но мы уже умчались довольно далеко.

Только мы отъехали от стартового поля, как сразу же заблудились. Ни разметки, ни следов копыт предыдущих лошадей - ничего нет. Срочно звоним тренеру (у меня в ухе блютус, очень удобно говорить по телефону на любом аллюре), просим подсказок и каких-нибудь ориентиров в пространстве. Тренер быстро опрашивает знающих людей - местных ребят, уже приготовившихся к старту на тридцатку. Пока топчемся на месте, нас догоняет отставший Фристайл. Вместе соображаем, куда ехать дальше, и выбираемся, наконец, на маршрут, сделав изрядный крюк. Но хоть не срезали ничего, а лишние несколько сотен метров вряд ли нам повредят.

Теперь едем очень внимательно по разметке. Более резвые кони умчались вперед, а мы вдвоем с Фристайлом скачем чуть помедленнее. Коней приходится сдерживать, чтобы сил хватило и у них, и у нас на всю дорогу.
У меня на руке GPS-навигатор показывает дистанцию, время и среднюю скорость - очень удобно. Практически целый час идем галопом, изредка ненадолго переходя на рысь или шаг по очень скользким местам или по асфальту. На прямых разгоняемся до 36 км в час. Средняя скорость на протяжении большей части маршрута держится в пределах 16,5 - 17 км в час. После первых минут нервотрепки и борьбы с рвущимися в бой конями приходит спокойствие и уверенность. Теперь мы не только скачем, но и любуемся прекрасными пейзажами, наслаждаемся теплой и приятной погодой, а также мягкой низкой травкой, по которой так удобно ехать. В общем, все замечательно, душа поет, и тело еще не устало.

За два километра до конца дистанции переходим на шаг и так, не спеша, идем к финишу. Моя кобыла даже успевает пощипать травку. После промежуточного финиша расседлываем лошадей и с изумлением обнаруживаем, что пульс уже нормальный. Сразу идем на ветконтроль, все отлично, отдыхаем. Кони пасутся, а я выпиваю бутылочку специально приготовленной воды с глюкозой и аскорбинкой. Хорошо восстанавливает силы.

Незаметно подошло время старта на второй этап. Из троих наших скакавших впереди лошадей две не прошли ветконтроль, на второй этап допущена только Эльвира, и она уже ушла со старта. Теперь наша очередь. Пустельга и Фристайл совсем не стремятся уйти с пастбища, стартуем с трудом шагом. На краю поля они совсем было уперлись, мы даже думали, что придется спешиваться и вести коней в поводу, но, в конце концов, наши лошадки согласились пойти дальше, и мы поскакали. Теперь уже не надо их сдерживать, можно ослабить поводья, упереть руки в шею и немного изменить позу. Это важно - усталость уже дает о себе знать, некоторые мышцы ощутимо слабеют, приходится переходить на запасные.

С каждым разом эти поля, по которым мы скачем, кажутся нам все меньше, дистанция - все короче, но усталость наваливается все сильнее. Подбадриваем друг друга и упорно держим галоп. Хорошо, что кони уже знают дорогу, где-то они сами прибавляют, где-то притормаживают - на скользких участках, на  крутых поворотах. Мы им стараемся не мешать скакать, как им удобно.
Погода испортилась, пошел дождик, все сильнее и сильнее. Кто бы сомневался! Я уже убедилась, что дождь - это обязательный атрибут пробегов. Торопимся пройти дистанцию, пока грунт совсем не размок. Вот и наши последние 2 километра, можно переходить на шаг. Ослабляем немного подпруги, шагаем. Дождь уже поливает основательно, но нам пока что он даже приятен. Финиш. Сразу идем на ветконтроль - все нормально, можно расслабиться. Хозяева турнира приготовили отличный шашлык, но есть его нам некогда – надо заниматься конями. Кстати, организация соревнований, как и в прошлом году, оказалась отличной.

Дождь превратился в тропический ливень, вокруг несутся потоки воды, прячемся, куда только можно. Спасибо организаторам – коней пустили под крышу, но до конюшни надо еще добежать почти полтора километра. Наконец, кони в денниках отдыхают, люди в теплой и сухой комнате пьют чай с разными обильными вкусностями. Коневоз не без труда (и помощи трактора) выбрался с поля на твердую дорогу и увез домой троих наших лошадок, а двум оставшимся еще ждать часа два. Но мы все равно особо не торопимся - ждем результатов. И вот он - торжественный момент награждения. Я со своим седьмым номером занимаю седьмое место, Фристайл на девятом, Эльвира на шестом. Все, кто ехал сороковку, выполнили норматив второго разряда, и мы в том числе. У меня средняя скорость на маршруте получилась 14,09 км в час. Отличное начало сезона! И дождь закончился, снова погода чудесная.

А на следующий день я узнала о существовании таких мышц в своем теле, о которых и не подозревала. Ну да это обычное дело, поболит и пройдет. А вот лошадок после пробега надо размять, поэтому собираем волю в кулак и идем на конюшню. И я умудряюсь снова отработать две лошади. Значит, силы еще есть. Ну что же, пора настраиваться на новые старты. Нас ждет очередной пробег.