oakorn (oakorn) wrote,
oakorn
oakorn

500 дней на Йети


С некоторых пор я начала задумываться о покупке какого-нибудь не слишком дорогого внедорожника, способного таскать двухтонный прицеп.Один мой знакомый как раз обзавёлся джипом Шевроле Трейлблейзер и доехал на нём по всяким труднопроходимым местам от Брянска аж до Камчатки. Меня особенно впечатлило, что в машине можно устроить полноценное спальное место, и еще понравилась вполне бюджетная цена. Я решила, что именно такой автомобиль мне и нужен. Однако, к тому времени, как удалось набрать достаточно денег на покупку, эти модели внезапно перестали производить и продавать в нашей стране, и я оказалась перед сложным выбором - что можно купить взамен и за те же деньги. После долгих и мучительных размышлений остановилась на бензиновой Шкоде Йети с полным приводом и автоматической коробкой передач. Правда, спать в этой машине можно только сидя, но зато цена вполне соответствовала тому, на что я рассчитывала.

Заказывать автомобиль отправилась в салон на Хасанской. Посмотрела несколько машин и очень удивилась, что ни в одной предлагаемой комплектации не предусмотрен очечник на потолке! А я уже привыкла к нему на своей Фабии. Пришлось категорически потребовать, чтобы его обязательно приделали или я вообще не буду покупать Йети. Ну и ещё заказала фаркоп и багажник на крышу. И какую-то защиту на днище, ведь я собиралась ездить по очень плохим лесным дорогам - мне пообещали крепкую и надёжную железяку. К середине августа мой автомобиль был готов, и я сразу начала на нём ездить. Первое впечатление: всё достаточно удобно, но багажник (который в машине, а не на крыше) маловат для барахла, которое таскаю с собой. Ну да ничего, утрамбую при необходимости. Еще заметила, что грязь сильно забрызгивает боковые стекла и зеркала - на форуме автомобилистов народ тоже жалуется на эту проблему и даже предлагает всяческие решения, но у меня руки до этого так и не дошли.
Примерно определился расход бензина (95) - в среднем около 10 литров на 100 км. Несколько вылазок в отдалённые уголки Ленинградской области без разгонов и по хорошим дорогам - и вот уже обкатка и дополнительное ТО пройдены, можно отправляться в дальние поездки. На Хасанской специалисты провели мастер-класс по установке на крышу сундука-багажника. Отличная вещь! Столько всего влезает! Вот только вход в него оказался очень высоко над землёй, пришлось купить складную табуретку-подставку и везде таскать её с собой. Кстати, она оказалась очень полезной также для залезания на лошадь.

Первая дальняя поездка - на границу Московской и Рязанской областей на соревнования по дистанционным конным пробегам (Чемпионат России-2015 в Луховицах). В салоне кроме меня - трое пассажиров. Личные вещи - в заднем багажнике (крышку-полку оставила дома, это позволило заполнить пространство позади сидений до самого потолка), а всякая разная амуниция - в сундуке на крыше (это позволило избежать крепких конских запахов). К моему удивлению, верхний багажник почти не добавил расхода бензина (лишь через несколько месяцев я поняла, с чем это могло быть связано).
Без особой спешки, регулярно останавливаясь на короткий отдых (пассажиры оказались курящими, а я табачный дым не переношу совершенно), поздним вечером мы доехали до места соревнований и всей толпой заночевали в снятой на несколько дней квартире. Другие участники жили в палатках, но я лучше высыпаюсь в нормальной постели. Квартира, видимо, принадлежала кому-то из конников, в ней было много фотографий знаменитых коней, тренеров и наездников. В этом доме время как будто остановилось еще в советские времена, и я с умилением смотрела на одеяла, коврики и прочее "как у бабушки".
Утром приехал коневоз с нашими лошадками, и мы начали готовиться к соревнованиям. Решили проехаться по трассе пробега на Йети - он справился вполне, да это было и несложно - мы ехали почти всё время по хорошо высохшим просёлочным дорогам. На следующий день состоялись соревнования, и на них я впервые в жизни проехала на лошади сразу 80 км (точнее 82), при этом основательно заблудилась, на одном из этапов упала с коня, с трудом влезла обратно, финишировала последней, но зато получила грамоту "за волю к победе". Это было незабываемо, и я осталась в полном восторге от красот местности, отличной работы верного коня, замечательной работы группы поддержки и всего прочего.
Но вот пришло время уезжать - вновь набиваем багажники барахлом, а салон - пассажирами, и пускаемся в обратную дорогу. С нами ехал учёный-ботаник, поэтому пришлось останавливаться у каждой речки-канавы и ждать, пока будет собран очередной ценный пучок прибрежных трав (в одном из этих пучков позже был открыт новый вид растений). Домой вернулись без проблем и даже без писем о штрафах. Верхний багажник был снят и убран в гараж до следующей поездки (и пока ещё не понадобился), а полка заднего багажника принесена из дома и поставлена на место.

Несколько жизненных ситуаций заставили меня всегда возить с собой кое-какие инструменты: лопату, топор, пилу по дереву (однажды дорогу перекрыло ветровалом), ножовку по металлу (однажды пришлось спиливать замок на воротах, через которые надо было срочно уехать), разводной ключ (это чтобы открывать бутылки с квасом или колой, если у них крышки слишком тугие) и многое другое. Так что барахла всегда полно. Но многие вещи удалось удобно рассовать в ниши вокруг запаски. Вообще карманов и бардачков вроде много, но хотелось бы еще больше. В бардачок на торпеде можно класть только термостойкие вещи - он очень сильно нагревается. Расположение держалок для стаканов вплотную к розетке для прикуривателя несколько напрягает. В эту злосчастную розетку вечно что-то падает или проливается, иногда сжигая предохранитель. Надо для нее какую-то заглушку придумать, да всё руки не доходят.

Осенью довелось немало поездить по мокрым и грязным лесным дорогам, и всё было неплохо до поры. А потом случилась неприятность...
От моего дома до конюшни, где я занимаюсь, - ровно 100 км. Из них примерно 98 км проезжаю меньше чем за час по отличным высокоскоростным дорогам без единого светофора и пешеходного перехода. А вот последние пара километров - это просто ужас ужасный. В общем-то, именно из-за них я и поменяла Фабию на джип. И вот, ползу я по грязным колеям, радуюсь тому, какой у меня замечательный вездеход, и вдруг машина стукается довольно сильно днищем о выступ земли между колеями. После чего намертво тормозит и глохнет. Завожу мотор - работает. Пытаюсь ехать - глохнет (при автоматической коробке!). Это случилось уже около самой конюшни, буквально десяток метров оставался до ровного места. Зову на помощь конюхов и конников - пытаемся катить машину, а она ни с места - правое переднее колесо заклинило. Только во время буксировки оно начало немного проворачиваться.
В общем, вместо катания на лошади в этот день у меня было сначала катание на тракторе до дороги, потом на эвакуаторе до ремзоны, затем на такси домой (с тюками барахла из багажника). В итоге оказалось, что с колесом ничего страшного не случилось - просто камушек попал в тормоза. А вот вторая проблема была позерьёзнее: во время удара днищем об кочку хвалёная защитная железяка подпрыгнула и стукнула своим крепёжным ухом по интеркулеру, отбив у него горловину. Мне сказали, что такое случается не только от удара по днищу, но и просто от сильного качка машины при быстрой езде по неровной дороге.
Интеркулер - это по сути радиатор, а по виду плоская канистра (у Йети пластмассовая), в ней воздух охлаждается перед тем, как поступать в двигатель. Починить сломанный интеркулер нельзя, только менять на новый, а для этого пришлось полмотора разбирать. Впрочем, управились быстро, через три дня я уже снова ездила на Йети. Но выводы сделала: в отличие от предыдущих мелких и лёгких машин (Ока, Фабия и др.), с которыми я штурмовала лесные дороги по принципу "больше скорость - меньше ям", на тяжеловесном Йети надо в таких местах ехать очень-очень медленно, уповая не на инерцию, а на полный привод. Теперь я поняла смысл положения рычага передач "D + - " - это как раз для того, чтобы смиренно ползти и случайно не разогнаться по забывчивости. Ну что же, всё это - полезный опыт, наука на будущее.
Буксировочный трос стала держать поближе, под рукой. То меня из колеи кто-нибудь вытаскивает, то я кого-нибудь. В перспективе надо подумать о какой-то переносной лебёдке, не всегда же рядом окажется трактор.

Потихоньку пришла зима, а с ней - оттепели и гололёд. По привычке я поставила на зиму нешипованную резину "липучку", она вполне устраивала меня в прошлые годы. Но и здесь меня ждала засада. На той самой злополучной дороге, ставшей из грязной - ледяной, машину вдруг потащило вбок по небольшому склону, и она села брюхом на каменный валун аккурат между передним и задним колесом. Не помогли ни домкраты, ни подложенные ветки-брёвна. В конце концов нас вытащил на дорогу простой советский ВАЗ, за что ему респект и уважуха. А я в тот же день купила и поставила на все колёса шипованную резину.
Однажды, когда я благополучно выбралась с конюшенской дороги на шоссе и начала разгоняться, машина вдруг стала дёргаться, словно колесо пробито. Посмотрела – все шины в порядке. Начинаю ехать – всё отчаянно трясётся. Звоню на сервис – а там профессионалы сразу смекнули в чём дело и объяснили мне, что на колёса намёрз снег, и они из-за этого разбалансировались. Помочь может поливание колёс горячей водой, но до неё ещё добраться надо. Поехала потихоньку, то и дело нажимая на тормоз, чтобы разогреть колёса. С полдороги проехала, пока ход выровнялся.
После этого всю зиму практически не было проблем, если не считать забастовавшую маленькую крышечку омывателя фар: она отодвигалась при включении омывателя, но потом не задвигалась обратно, и мне приходилось закрывать её вручную. Эту неисправность починили в салоне по гарантии. Ну и дворники лобового стекла не всегда хорошо к нему прилегают, особенно в мороз.
Расход топлива зимой снизился почти до 8 литров на 100 км. Поразмыслив хорошенько, я пришла к выводу, что это связано с тем, что зимой я езжу гораздо медленнее, чем в другие сезоны. Теперь стал понятен и низкий расход при поездке в Луховицы - там я тоже ехала не слишком быстро, без резких разгонов и торможений, чтобы пассажиров не укачало.

Весной мы переобулись обратно в летнюю резину, а зимнюю оставили на хранение прямо на шиномонтаже. Это оказалось очень удобно, а то мне трудно таскать по гаражу тяжеленные шины R17 - это вам не Ока и даже не Фабия. После замены резины меня вдруг начала пугать какая-то лампочка индикатора неполадок. Оказалось, что это датчик давления в шинах - он заметил, что они стали по-другому накачаны. Пришлось всё приводить в соответствие.
По весне начались регулярные поездки в Финляндию. Здесь очень пригодился круиз-контроль, которым на Родине практически не пользуюсь. В Финляндии штраф начинается за превышение не то 7, не то 6 км в час, а выдерживать постоянную небольшую скорость, когда ты уже привык носиться по КАД и ЗСД, довольно сложно. Зато с круиз-контролем - никаких проблем, да и нога отдыхает.
Вообще, у моего Йети довольно много всяких опций. Например, есть климат-контроль (правда, на Фабии он мне больше нравился). Еще есть автоматическое подключение телефона к динамикам, но им я не пользуюсь, так как не особо хочется, чтобы пассажиры в салоне слышали разговор. Отличная штука - подогрев лобового стекла. Очень удобный парктроник. Есть очечник! Есть розетка-прикуриватель в багажнике, это хорошо, а вот расположение прикуривателя в салоне неудобное, на Логане было лучше.
Некоторые опции мешают, но отключить их не удаётся. Это в первую очередь касается дворников и омывателей, которые включаются сами, когда надо и не надо. Сильно раздражают непредсказуемые омыватели фар, особенно, когда стоишь перед переходом и внезапно забрызгиваешь несчастных пешеходов. Ещё есть разные кнопки на руле, ими практически не пользуюсь, но однажды меня сильно напугала внезапно загрохотавшая музыка - крутя руль, я случайно увеличила громкость радио.
Невозможно выключить весь свет при работающем двигателе (иногда зимой в сильный мороз я оставляю машину на парковке на несколько часов и не глушу мотор, пока занимаюсь на тренировке, было бы удобно на это время отключить свет). А вот боковые фары очень полезны - они подсвечивают дорогу с той стороны, куда поворачиваешь руль. Есть еще загадочная кнопка - помощь не то при спуске с горы, не то при подъёме. Пробовала нажимать, но эффекта не ощутила. Может, гора была неправильная.

Ближе к лету подошло время очередного ТО, заодно в салоне подлатали брюхо машины в тех местах, где она зацепилась за камень и еще за какие-то коряги. Вновь начались более далёкие поездки: в Подмосковье (в гости к друзьям), во Владимирскую область (на конные пробеги на ферму Джона Кописки, где продают вкуснейший сыр), в Рязанскую область (на Чемпионат России по конным пробегам в Спасске-Рязанском), в местечко Корвемаа неподалёку от Таллина (на Чемпионат Эстонии по пробегам). Обратная дорога из Эстонии оказалась очень трудной для меня - сильный недосып плюс густой туман. Мой перепуганный пассажир периодически хватался за руль и отчаянно кричал мне в ухо "Проснись!". Кое-как доехали до дома. После этой поездки я приняла суровое решение - больше не ездить по ночам и не выспавшись. Стараюсь теперь ему строго следовать.
Время от времени, примерно раз в три-четыре месяца я езжу на мойку-люкс (на Таллинском шоссе возле Ленты) - с чисткой салона, сидений, с восковыми покрытиями и прочими допуслугами. Однажды после мойки на лобовое стекло нанесли какое-то специальное гидрофобное нанопокрытие. Оно оказалось очень эффективным! В дождь на хорошей скорости можно дворники вообще не включать. Теперь регулярно его обновляю.

После лета как-то внезапно пришла зима со снегом и гололёдом. А у Йети резина ещё летняя, и поменять её нельзя, так как запланирована поездка в Финляндию, а там на шипах только с 1-го ноября можно ездить. Ну и засада не заставила себя ждать. Отправилась я на конюшню после сильного снегопада, туда проехала нормально, даже лучше, чем по обычной грязи. Правда, колея в снегу раскатана только для одной машины, с встречной почти негде разъехаться. Обратно двинулась уже в темноте. Немного застряла на сугробах, пришлось поработать лопатой, но выбралась. Подъезжаю к довольно крутому спуску с длинной горы (там обычно вполне нормальная грунтовка), вижу встречные фары. Понимаю, что кто-то едет вверх, останавливаюсь и жду на широком месте, чтобы разъехаться. А машина внизу всё не двигается. Ну, думаю, значит, это они меня ждут, и начинаю потихоньку спускаться. Подъезжаю ближе и в свете фар вижу, что машина стоит посреди дороги.
Торможу... И продолжаю нестись вниз по склону без намёка на торможение. Прямо кёрлинг какой-то! АБС, похоже, умер, так как никаких признаков его срабатывания не было. Машина всё ближе, нутром чую, как матерятся в ней мужики, видя летящий на них с горы неуправляемый Йети. Справа глубокая канава, слева - забор. Выбираю забор, выворачиваю руль влево и давлю на газ. В последний момент Йети заносит вбок и он въезжает в сугроб, слегка сломав забор. До другой машины осталось несколько сантиметров...
Выдыхаю. На трясущихся ногах выхожу из машины и сразу чуть не падаю. Обнаруживаю, что вся гора - сплошной каток. Она такой стала всего за пару часов! Мужики тоже выдохнули, а затем рассказали, что уже полчаса пытаются на эту гору въехать, но у них тоже летняя резина. Попробовали вытолкать Йети из сугроба - куда там! Две тонны против трёх человек. На помощь приходит местный Соболь, вытащив нас задом из сугроба. В очередной раз респект отечественному автопрому. Встречная машина сползла задом под гору, путь вниз свободен. Я попросила водителя, чтобы он не отцеплял Йети от Соболя и притормаживал сзади, пока будем спускаться. Но меня подняли на смех и сказали "давай, едь сама". Вздохнув, я села, поехала..., и всё повторилось. Спасибо сугробу и забору, что нас опять остановили. Повторно вытащив Йети на дорогу, опытный водитель из Соболя пересел за его руль и с большим трудом съехал с этой злосчастной горы.
От перенесённого стресса тряслись руки-ноги, но пришлось собраться с силами и двигаться потихоньку домой. Несколько дней после этого перед глазами то и дело вставала картина, как меня несёт под горку на другую машину. Потом понемногу отпустило. Но вот, наконец, ноябрь, переобуваемся в "шипы" и теперь уверенно штурмуем снег-лёд.

Однажды мне позвонила знакомая и попросила срочно съездить за пару сотен километров и привезти на прицепе только что купленную лошадиную повозку и конкурные препятствия. Решили заняться этим с утра пораньше. Сначала заехали за арендованным прицепом - он оказался оснащённым специальной лебёдкой и пандусом, чтобы грузить карету. Прикрепить прицеп удалось легко, а вот электроразъём не подошёл к розетке на Йети. Оказывается, эти разъёмы на прицепах бывают разные. На будущее надо придумать какие-то переходники для таких случаев. Кстати, тормозов на прицепе тоже не оказалось. Ну что же, будем как-то справляться. И мы отправились в путь.
Лил очень сильный дождь, дорога утонула в лужах, ехать было трудно, а ещё надо было помнить про расширенные габариты. Машина уверенно тащила пустой прицеп, как будто его и не было. Перед погрузкой надо было развернуться и подъехать к сараю задом. Вот тут пришлось вспоминать навыки езды задним ходом на телеге с лошадью - так как других навыков у меня пока нет. Довольно быстро я уловила алгоритм траектории движения прицепа. Главное, не доверяться первому побуждению - куда вертеть руль, а заставить себя крутить его совсем в другую сторону. Тогда всё отлично получается. В общем, с разворотом я справилась всего за пару попыток.
Начали грузить повозку. Пандус и лебёдка отлично помогли в этом деле (вообще не представляю, как бы мы без них справились). А затем во все пустовавшие места в прицепе были напиханы стойки и перекладины препятствий, и всё это обвязано разношёрстными верёвочками. Получилась какая-то бесформенная гора дров. Сзади я прикрепила картонку с надписью "поворотов стопов НЕТ". И мы поехали обратно. К счастью, дождь прекратился, только лужи ещё мешали. Машина тронулась и потащила прицеп так, как будто он остался пустым. Это мне очень понравилось. Конечно, я не разгонялась, чтобы "дрова" не растерять. Без проблем доехали до места выгрузки, а затем вернули прицеп хозяевам. Уезжали в темноте и вернулись в темноте. Но поездкой я довольна - давно хотела испытать фаркоп в действии. По бензину вышло около 13 литров на 100 км. Хоть я и не почувствовала напряга для машины, но он, конечно, был.
Зимой начались проблемы с омывайкой. Компьютер упорно заявлял о том, что её нет, хотя я только что долила до краёв. Поехала на сервис. Там что-то попытались сделать, но безуспешно. Сказали, что омывайка неправильная, и датчик её не видит. Странно. Впрочем, после того как я стала заливать только финскую омывайку, проблема самоустранилась.

В конце года открыли сплошной проезд по ЗСД и я, наконец, решила приобрести транспондер. Закрепила его строго по инструкции и поехала на ЗСД, предвкушая быстрый и лёгкий проезд через пункты оплаты. ЩАС! Такого стресса я давно не испытывала! Транспондер совершенно не хотел работать. Мне пришлось стопятьсот раз сдавать назад-вперёд, махать транспондером в окно, подъезжать прямо под шлагбаум, менять полосы, вызывая справедливое раздражение у других водителей. Кое-как добралась до дома и долго не могла успокоиться. Позвонила в техподдержку, там получила суровую отповедь, что надо правильно закрепить транспонедер. Знать бы ещё, как это сделать, если инструкция не помогла!
Почитала автофорумы в Инете и обнаружила, что очень многие водители так же мучаются с транспондером. И чем дороже машина, тем хуже он срабатывает. Виновато в этом лобовое стекло с подогревом и атермическим покрытием (металлизированным напылением). Определить подходящее место крепления можно только опытным путём, прилепляя транспондер в самые разные, порой неожиданные места (например, на заднее стекло). У самых крутых иномарок никакие места не помогают, водителю приходится выходить из машины и прогуливаться перед ней с транспондером. На форумах народ всерьёз обсуждает варианты крепления прибора снаружи на крыше или где-нибудь внутри бампера и даже замену лобового стекла на специальное с окошком для этого капризного прибора. Такая вот проблема.
С огромным трудом при помощи закруглённого кухонного ножа я отколупала крепко приклееный держатель и на остатках клея стала лепить его в разные места (к сожалению, вскоре он совсем отказался прилипать, теперь подумываю о присоске). Подъезжая к пунктам оплаты, заранее включаю аварийки и останавливаюсь перед въездом, чтобы другие машины не вставали за мной. И начинаю исследовательский процесс. Когда транспонер висит в центре лобового стекла, то срабатывает через раз. Лучше всего подъезжать туда, где кассы, прямо под шлагбаум. Если всё равно не открывается, то надо высунуть транспондер в окно штрихкодом к небу. Веду учёт полос, на которых удаётся проехать, чтобы пользоваться только ими. Но все равно рулетка. В общем, очередное развлечение.

Вот так и пролетели незаметно 500 дней с Йети. Впереди весна, лето и грандиозные планы, например, подумываю отправиться в Европу на пароме. Но это уже отдельная тема.







Tags: travel
Subscribe

  • По Исландии верхом на лошади (часть 2)

    Часть 2. (см. часть 1 ) 09.08.2017. Среда. Утром я увлеклась своими путевыми заметками и не заметила, что все уже собрали и погрузили сумки и…

  • По Исландии верхом на лошади (часть 1)

    Предисловие 1. Со всей ответственностью заявляю: каждый конный путешественник ОБЯЗАН хотя бы раз в жизни проехаться верхом по Исландии. 2.…

  • Старая Слобода - 2016

    Наш замечательный тренер Наташа Крибелева совершенно не даёт нам скучать и расслабляться — каждые выходные вывозит на различные соревнования.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments